27 июня 2017 года, вторник

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

21.04.2017 | Традиция, Мир

Раздел ведет рав Элиягу Эссас


Вопрос:


Уважаемый рав Эссас!


Есть ли связь между понятием бодливый бык, описанный в Торе, и людьми, совершающими необдуманные эмоциональные поступки?


Например, восстание Шимона Бар-Кохбы, приведшеее к разрушению Второго Храма, или действия первых сионистов, решивших любой ценой привезти евреев на землю Британской колонии тогдашней Палестины, ныне Израиля?


Оправданы ли такие действия?


Роман, Черновцы


Ответ:


В Торе, в недельной главе Мишпатим (книга Шемот, гл. 21, ст. 28-32) рассматриваются различные категории материального ущерба. И один из них — когда «принадлежащее еврею животное навредило имуществу другого».


В качестве модели здесь фигурирует бык — очень сильное и нередко опасное животное.


Некоторые животные реагируют на опасность нападением. Но бык, как известно, «закипает», даже если перед ним оказывается простая красная тряпка, ничем ему не угрожающая.


То есть поведение быка бывает нелогичным, которое можно назвать странным, по сравнению с тем, как ведут себя другие животные. Поэтому можно, вероятно, провести некую параллель между поведением быка и поступками человека, совершенными им под влиянием необдуманных всплесков эмоций.


Однако же Вы в своем письме употребляете понятие «бодливый бык», и это требует дополнительного разъяснения.


В Торе упомянутый выше вид ущерба подразделяется на две категории. Первая — когда ущерб нанесен, так сказать, «нормативным», относительно спокойным быком (на иврите — шор там). Если бык, причинивший вред, до этого вел себя нормально, и не было оснований охранять его с особыми строгостями — на хозяина за непредвиденный «проступок» его быка не ложится ответственность во всей ее полноте, и он должен оплатить потерпевшему только половину ущерба.


Впрочем, после подобного инцидента хозяина с быком приводят в суд и предупреждают, что за этим быком надо лучше следить. Если подобное повторится, после третьего раза бык переходит в категорию муад — «предупрежденный». Тогда, в случае, если бык снова причинит кому-то ущерб — хозяин несет за это полную ответственность и возмещает сто процентов убытка.


Полагаю, именно это Вы имели в виду, написав — «бодливый бык».


Попутно отмечу, что здесь мы видим очередной пример искажения в переводе даже поверхностного понимания текстов Торы. Ведь Тора дарована не животным, но — людям. И соответственно, записанные в Торе законы, в том числе, и о «быках», адресованы, разумеется — не быкам.


Выражение шор муад в переводе — бык «предупрежденный». При этом понятно, что выговор делают не быку, но — его хозяину. И это не бык, но — его владелец «предупрежден».


Если же перевести словосочетание шор муад, как — «бодливый бык», создается неверное впечатление, что владелец быка — ни в чем невиновен и непричастен к тому, что произошло с участием его быка.


Теперь — к сути Вашего вопроса.


Приведенные в Вашем письме примеры к данному случаю — совершенно не подходят. Речь в них идет в действительности — о самопожертвовании во Имя Всевышнего и еврейского народа.


Хотя Вы и правы в том, что в упомянутых Вами исторических событиях присутствовали и ошибочные цели и неправильные устремления. Однако это нельзя квалифицировать как «необдуманные эмоциональные поступки», это, скорее — глубинное стремление еврейской души к Творцу.


Восстание, возглавленное человеком по имени Бар Кохба, произошло спустя 60 лет после разрушения Храма и не могло быть причиной этого. В те времена в Эрец Исраэль (на Земле Израиля) властвовали римляне, чье правление сопровождалось гонениями на евреев и преследованием тех, кто соблюдал законы Торы. Повстанцы ставили перед собой цель — вернуть нашему народу возможность открыто выполнять законы Творца, не опасаясь за свою жизнь.


Некоторые наши Учителя того поколения поддерживали Бар Кохбу. В их числе был и раби Акива (величайший Учитель Мишны, 2-й век), который видел в Бар Кохбе потенциального Машиаха.


Тут следует отметить, что Бар Кохба происходил из рода царя Давида (один из «признаков» Машиаха — что он должен быть именно из этого рода) и был человеком очень высокого духовного уровня.


Его роковая ошибка состояла в том, что он, одержав несколько важных побед в боях с римлянами — возгордился и решил, что справится самостоятельно, без помощи Всевышнего. После этого Учителя и, в частности, раби Акива, отвернулись от него, прозвав его — «Бар Козива» (Бар Кохба в ивритском произношении — Бар Кохва, от слова «кохав», что в переводе означает — «звезда», тогда как «Козива» от слова «казав» — «разочарование и ложь»).


В конце концов, результатом этой ошибки стало поражение и огромное число жертв среди евреев. Однако движущей силой восстания было, повторю — самопожертвование (его участники, выйдя на войну против многочисленного, хорошо обученного и экипированного войска громадной империи, осознавали, что им грозит) ради того, чтобы еврейский народ мог соблюдать законы Торы. К тому же, восстание тщательно готовилось и уж, конечно, не строилось на «вспышках эмоций».


Что касается Вашего второго примера — то и он, как, надеюсь, уже понятно, не вписывается в предложенный Вами контекст.


В изгнании наш народ был готов заплатить любую цену за возможность вернуться на свою землю. Однако в течение 1.800 лет такой возможности не было — очень скудные урожаи, засухи, постоянные набеги и грабежи со стороны арабов и бедуинов, фактически не оставляли шанса на выживание.


Примерно 130-150 лет назад положение дел изменилось. Тогда евреи начали приезжать на Землю Израиля. Строились первые еврейские города, появилось сельское хозяйство, промышленность. Хотя евреи и находились здесь меж двух огней — поборы и жесткие законы властей, с одной стороны (сначала — Оттоманская империя, а с 1922 года — Британия), и арабский террор, с другой. И, тем не менее, увидев малейшие шансы на возвращение — еврейские сердца устремились на Землю праотцов.


Еврейские общественные деятели, среди которых были и те, кто старался жить по законам Торы, и те, кто отдалился от традиционной еврейской жизни, разработали идею создания государства для евреев. Нерелигиозная часть таких деятелей не учитывала в своих планах еврейскую традицию. Они активно привозили сюда так называемых «светских» евреев, создавая для себя электоральную и идеологическую базу.


В начале 20-го века некоторые европейские страны предлагали выделить евреям территорию в Уганде. Но произошло вот что.


Светские евреи, планировавшие создать еврейское государство без еврейского содержания, при этом осознающие военную угрозу от всех окружающих арабских стран, от Уганды — наотрез отказались, и (как ни странно) потребовали вернуть еврейскому народу Землю Израиля.


Ваша идея (в обоих примерах), если я Вас правильно понял, состоит в том, чтобы не лезть туда, где трудно и опасно (что в разговорной речи выражают словами «моя хата — с краю»). Но это — не еврейский подход к действительности.


Вся наша история — сплошные трудности и опасности. Удача в таких условиях, конечно — не гарантируется. Однако Всевышний все помнит. И — воздает за идеализм и преданность Его народу.


И сейчас, спустя 1.900 лет после восстания Бар Кохбы, через 150 лет после того, как в Эрец Исраэль появились первые переселенцы — в Израиле живут миллионы евреев, соблюдающих законы Торы, а наше государство стало одним из самых сильных в мире — в экономическом, военном и технологическом плане.


Ко всем достижениям еврейский народ приходил только таким путем. И той же дорогой мы следуем, реализуя задачи, поставленные перед нами Творцом мира.


Автор текста Хаим Аккерман


Источник: http://evrey.com/
© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100