24 августа 2017 года, четверг
Даже дождь спасовал перед нашим  праздником

ХЕРСОН. Как наша община отметила 33-й день отсчета омера

16.05.2017 | Община, Украина

Вначале про историю праздника Лаг ба-омер. Традиция его восходит ко временам существования Иерусалимского Храма. Слово «омер» на иврите означает сноп, а еще омер — это мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для одного человека на день.


На второй день Песаха полагалось приносить дар в Храм, а именно — сноп ячменя нового урожая. Это был первый омер. На следующее утро возносили Богу молитву об урожае. Начинали отсчет «дней омера». Всего 49 дней, от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта — до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число. На пятидесятый день в Храм приносили второй омер — сноп пшеницы нового урожая. Согласно Торе, время между первым омером и вторым сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называется периодом трепета и надежды, так как в эти семь недель решается судьба всего года — быть ему урожайным или нет.

И лишь на тридцать третий день отсчета омера, в Лаг ба-омер, снимаются многие ограничения, устраивается как бы «перерыв» в тревогах семи недель. В Лаг ба-омер ортодоксальные иудеи впервые стригут трехлетних детей.


Лаг ба-омер окружен многими преданиями. Одно из них — эта легенда об учениках рабби Акивы, которые во времена императора Адриана под страхом смерти продолжали изучать Тору. Собираясь на свои тайные встречи, они нередко одевались как охотники, брали с собой луки и стрелы, чтобы обмануть бдительность римских стражей.


В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что все они, кроме пяти, умерли от эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Мор длился тридцать три дня. Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета омера между Песахом и Шавуотом, евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Принято считать, что именно в Лаг ба-омер прекратился мор, и поэтому на этот день траурные обычаи повсеместно отменяются. В память об учениках рабби Акивы дети стреляют из луков. В некоторых источниках дается иная интерпретация значения этой даты.


Евреи не раз бунтовали против римских оккупантов. Одно из таких восстаний возглавил Бар-Кохба. Есть мнение, что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби Акивы. Превосходство Рима было неоспоримым, восставшие понесли ряд тяжелых поражений и были разгромлены. Однако, именно в Лаг ба-омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Его солдаты радостно отметили это событие, и в память об их триумфе Лаг ба-омер отмечается и по сей день.


Существует еще одно объяснение традиции праздновать Лаг ба-омер. Одним из лучших учеников рабби Акивы был рабби Шимон бар Йохай (Рашби). Он входил в число пяти учеников, переживших эпидемию и также принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Считается, что Рашби умер в Лаг ба-омер. В память о нем сложилась традиция посещать в день Лаг ба-омера его могилу (похоронен на горе Мирон близ города Цфат). Во время его кончины над телом вознесся видимый столб огня, и поэтому появился обычай во время праздника Лаг ба-омер жечь костры.


В Израиле в этот вечер разжигают десятки тысяч костров. В Лаг ба-омер школьники выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей. Мальчики готовят лук и стрелы, а затем устраивают соревнования по стрельбе из лука и веселые эстафеты. Эта традиция посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, отважно сражавшихся с римскими поработителями за свободу Израиля. С 2004 года в этот день отмечают еще один праздник — День милуимника — резервиста Армии Обороны Израиля. Милуим — это военные сборы, на которые призываются резервисты ежегодно, на срок около месяца.


***


14 мая, в воскресенье, херсонцы отмечали один из самых любимых праздников – Лаг ба-Омер. По доброй старой традиции сотни членов еврейской общины отправились на специально арендованных автобусах на Молодежный пляж, где уже все было готово к началу торжеств на свежем воздухе.


Прогноз погоды был неутешителен – весь день дождь. Но главный раввин города Херсона и Херсонской области Иосеф-Ицхок Вольф успокоил собравшихся. Он сказал, что все будет в порядке, так как сам рабби Шимон бар Йохай (Рашби), духовный отец праздника, позаботится о том, чтобы мы смогли отпраздновать его с максимумом удобств. Надо ли говорить, что все так и произошло: погода была прекрасная, правда, без солнышка, но костер горел ярко, настроение у всех было приподнятое, слово «лэхаим» звучало громко.


Мужчины охотно надевали тфилин, дети и взрослые поливали костер маслом для благословения, тут и там звучали радостные возгласы встретившихся друзей и знакомых.


В дополнение к насыщенной программе, включавшей почти беспроигрышную лотерею, состоялась первая стрижка маленького члена общины. Родителям трехлетнего ребенка помогал раввин. Повара, готовившие прекрасные барбекю, потрудились на славу.


На пляже работали спортивные аттракционы. Оказывается, евреи стреляют из лука не хуже, чем воины древней Эллады.


О том, как прошел праздник, наш небольшой фоторепортаж.


Источник: http://www.jewishkherson.com

© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100