14 декабря 2017 года, четверг

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

28.07.2017 | Традиция, Мир

Вопрос:


Рав Элиягу, у меня актуальный и даже срочный вопрос касательно Вашего ответа на вопрос «Как быть в эти дни, когда нельзя мыться горячей водой?» (25.07.17).


Расскажите подробнее, какие исключения существуют из общего известного мне правила, что по традиции ащкензим нельзя мыться в период 1-9 Ава.


Больные и по указанию врача и т.п. – понятно, о них сразу говорит аллаха.


А другие?


К сожалению, я пользуюсь только Кицур Шулхан Арух на русском языке. Он не делает больше никаких исключений. А Большой Шулхан Арух, а Мишна Брура?


Может, Вам известны алахические постановления на этот счет?


Заранее благодарен за быстрый ответ. Сами понимаете.


Шломо Александр, Киев


Ответ:


Речь идет не об указаниях врача (в этих случаях, разумеется, надо неукоснительно выполнять его рекомендации). Но — о серьезном дискомфорте, который может возникать, если не мыться, скажем, более двух дней.


Иногда это выражается в ухудшении состояния кожи, но чаще всего, на практике, почти всегда (или вообще всегда) — в «страданиях» окружающих людей. Как написал великий рабейну Ашер (Рош; Франция – Испания, 14-й век) в своем комментарии к трактату Талмуда Эрувин (лист 41) — гадоль кавод hа-брийот, что в контексте нашего разговора означает — «необходимость учитывать чувства окружающих».


В 20-м и 21-м веках люди живут и работают в закрытых помещениях, в которых одновременно присутствуют по нескольку человек (больше или меньше). И если среди них находится человек, который не мылся уже 3 дня (да еще летом!) — это в значимой степени может мешать другим людям, вызывая у них весьма неприятные ощущения, провоцировать которые нам — не разрешается.


Да и появление такого человека, например, в синагоге или бейт мидраше, мягко говоря — не повышает уровень сосредоточенности на молитве или на изучении Торы. Но, наоборот — препятствует этому.


И еще. Если такой человек входит в магазин, в общественный транспорт и т.п. — он своим «антисанитарным» состоянием может даже спровоцировать хилуль а-Шем (осквернение Имени Всевышнего). Потому что сегодня многие ассоциируют внешность религиозного еврея с его религиозностью.


Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос.


В дополнение подчеркну, что к субботе человеку во все периоды года, в том числе, и в период с 1-го по 9-е Ава, надо готовиться, как обычно — принимать душ или ванну и т.п.


И все же, начиная с 1-го Ава, мытье в качестве гигиенической процедуры следует осуществлять с учетом особенностей этих дней. То есть — уменьшив температуру воды для мытья, превращая данную процедуру в менее комфортное «мероприятие». Когда она перестает быть приятной и становится лишь гигиенической необходимостью.


Автор текста Элиягу Эссас
© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100