15 декабря 2017 года, пятница

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

02.10.2017 | Традиция, Мир

Вопрос:


Скажите, пожалуйста, если человек не соблюдающий - можно ли его пригласить с собой на йом тов или шабат? И если да,и он нарушает шабат - у меня духовный сбой получается?


Ответ:


Приглашать такого человека — можно. А в определенном смысле — даже нужно. Но мы, как правило, ожидаем, что гость в нашем доме будет вести себя адекватно. В рамках, пусть и минимальных, правил приличия. Что предполагает, что, зная, что он пришел в дом, где соблюдают шаббат, он не станет ничего сознательно нарушать.


Естественно, приглашающей стороне, следует проинструктировать гостя — не торопясь, не перегружая его ненужными деталями. И с пониманием относиться к тому, что он, возможно, вообще ничего не знает о наших традициях и обычаях, не разбирается в них.


При этом надо очень четко и доброжелательно объяснить ему, что выполнение наших законов и традиций на территории нашего дома — не просто пожелание, но — обязательное условие.


И еще принимающая сторона должна постараться заранее продумать, как уменьшить число возможных ошибок, которые не по злому умыслу может допустить гость (или гости). Ведь, в конце концов, у него (или у них) нет соответствующих навыков и привычек. А все инструкции сразу — и не запомнишь.


Например, желательно зафиксировать все электро-выключатели — заклеить их, допустим, скотчем или как-то «изолировать» их иначе. Чтобы гость в шаббат случайно не включил или не выключил освещение в какой-то части квартиры. Или — не привел в рабочее состояние какие-либо электроприборы.


Отдельного разговора заслуживает проблема ночлега.


Как известно, в субботу или праздник (йом тов) нельзя пользоваться транспортом — ни частным, ни общественным. Гости, чаще всего, приезжают к началу субботы или праздника.


То, что они должны приехать вовремя (допустим, суббота начинается в 6 вечера — значит, они должны появиться у нас дома в 5 часов, чтобы хозяева не беспокоились и не нервничали) — это относительно легко объяснить, четко и ясно назвав время их приезда.


Но вот, что делать дальше?


Сходив с хозяином дома на молитву в синагогу, а затем, поучаствовав в Кидуше и вечерней трапезе — человек, который не знаком с нашими правилами и традициями, совершенно естественно подумает, что после этого ему надо отправиться к себе домой. Хозяину в «утешение» такой гость, пожалуй, скажет, что он, дескать, не толкает его на какие-то нарушения, поскольку он припарковал машину неподалеку (или сам вызовет себе такси или поедет на метро).


Но он, конечно же, не знает и не может знать, что в том случае, если его пригласили на шаббат в дом, куда он не в состоянии добраться пешком, и не подготовили ему место для ночлега — хозяева тем самым подтолкнули его к нарушению соответствующего закона субботы или праздника. В такой ситуации, даже если сами они ничего не нарушили, и все нарушения допустил только гость — будет считаться, что и они, хозяева, все равно в определенной степени — тоже стали нарушителями правил субботы.


С другой стороны, в наших законах не говорится о насилии — о том, что мы обязаны заставить другого еврея соблюдать наши законы. И получается, что, выйдя из дома, куда его пригласили, человек может делать все, что захочет.


Как же быть?


До субботы или праздника, приглашая в гости — следует разъяснить приглашенному, насколько важно для Вас соблюдение субботы, в том числе — и не нарушение запрета на использование в этот день транспортного средства. И — сообщить гостю, что ему будет выделено спальное место — в доме хозяев или у соседа и т.п.


Все будет подготовлено, и ему не придется ни о чем тревожиться. И тогда, если гость после трапезы скажет, что он все же хочет вернуться к себе домой — ему нужно напомнить, что для него подготовлено спальное место, что его ждут. А если и после этого гость станет настаивать на своем — тут уж ничего не поделаешь. В такой ситуации хозяева не будут считаться нарушителями субботы (или праздника).


Очень важно при этом, чтобы спальное место было действительно (физически) приготовлено — хотя бы по минимальным стандартам гостеприимства, принятого в данной обществе и данной местности.


В моей практике случалось, что гость приходил, имея явное намерениепосле трапезы уехать домой. Но если субботние беседы, да и вообще, вся атмосфера шаббата, были соответствующими — он менял свое решение и оставался.


Не раз был свидетелем и того, как такой, первый в жизни еврея шаббат открывал ему дорогу в настоящую еврейскую жизнь. Он начинал соблюдать наши законы, в том числе — и субботние.


Автор текста Элиягу Эссас
© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100