Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах | Еврейские новости мира и Украины | ВЕК — Всеукраинский еврейский конгресс
19 августа 2018 года, воскресенье

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

15.03.2018 | Традиция, Мир

Вопрос:


Наша семья начала посещать синагогу. Случилось это в не самый удачный период нашей жизни. И мы, сами того не ожидая, получили от общины финансовую поддержку.


На сегодняшний день числимся членами общины (уже около года), но взносов не делали, десятину не отделяли. Я заметила, слава богу, что членами нашей общины являются очень богатые люди. Они хорошо спонсируют синагогу.


Раввин устраивает Шабатоны бесплатные, в праздники столы накрыты, есть гмилут хесед и прочее.


У нас в общине много пожилых людей. И не хватает для миньяна человека, а порой и шести мужчин.


Рав иногда тоже оказывает спонсорскую поддержку этого мероприятия.


Насколько принято жить только на деньги общины, а самому вклад не вносить? Сколько раз можно просить у раввина материальной помощи, если например, человек не работает?


Должна ли община давать цедаку или предлагать гмилут хесед?


Если нам нужны деньги на переезд в другую страну, можем ли мы попросить собрать нам цедаку или рассчитывать максимум на гмилут хесед?


Ответ:


В жизни каждого человека, несомненно, могут быть, так сказать, «черные полосы». Однако в Вашем случае, как видно из письма, Всевышний не оставил Вашу семью и помог в непростой для вас период «удержаться на плаву». Очень «кстати» нашлась община и люди, которые организовали Вам финансовую поддержку.


Тем не менее, планировать свою жизнь, полагаясь на филантропические пожертвования (на иврите – цедака) — неправильно. Тому есть несколько причин. Назову их позднее. А пока лишь подчеркну, что финансовые возможности спонсора (в Вашей ситуации в этой роли выступает община), насколько он богат, в данном вопросе не имеют значения.


Вы спрашиваете, насколько принято жить только на деньги общины, самому при этом — ничего не вкладывая в общую «копилку».


Если мы говорим исключительно о денежном вкладе — однозначного ответа этот вопрос не имеет. Ведь бывает, что у человека просто нет денег. Если же рассматривать слово «вклад» в более широком смысле, то можно твердо сказать, что ничего не давать общине в нашем народе — не принято.


Чтобы хорошо понимать, о чем идет речь, надо, абстрагируясь от денежной стороны проблемы, как следует разобраться, что такое еврейская община и каковы ее потребности.


Еврейская община — не клуб, объединяющий людей по некоему узкому интересу к чему-либо (например, клуб автолюбителей). В еврейской общине создается необходимая база для соблюдения заповедей Торы. То есть подразумевается — весь комплекс еврейской жизни, в которой финансовые проблемы хоть и важны, но все же не считаются «стержневыми». Поэтому взносы, о которых Вы пишете, совсем не обязательно должны быть денежными.


Спектр деятельности еврейской общины, как правило, очень велик и разнообразен.


Обозначу в общих чертах основные направления общинной деятельности. Это — изучение Торы и реализация ее заповедей, различные виды взаимопомощи (включая, естественно, помощь всем членам общины в духовном росте, финансовую поддержку и т.п.) и организационная работа (в детали не углубляюсь, они в разных общинах могут быть разными).


Так вот, если Вы не работаете — значит, у Вас высвобождаются силы и время на то, чтобы принять в деятельности общины более активное участие.


Вы можете, например, помогать организовывать общинные мероприятия, уроки, молитвы, субботние и праздничные трапезы и т.д. Самостоятельно или кооперируясь с кем-то, по мере сил и возможностей — оказывать помощь членам общины (финансовую помощь здесь, как очевидно, обсуждать не будем). Допустим, кто-то заболел, кому-то нужна помощь в домашнем хозяйстве, с маленькими детьми и т.п.


Особо следует отметить организацию в общине процесса изучения Торы. Коль Вы и Ваш муж не работаете — у вас обоих есть возможность внести в этот вид общинной деятельности больший вклад, нежели у работающих членов общины.


Ваш муж может взять на себя преподавание Торы (скажем, в небольшой группе). Разумеется, для этого ему самому придется учиться больше, чем раньше. Но ведь на данном жизненном этапе он вполне в состоянии себе это позволить.


На первый взгляд такая идея может показаться невыполнимой, далекой от реальности. Но в действительности она — осуществима.


Прежде всего — необходимо иметь желание помочь евреям стать ближе к Всевышнему. А для реализации такой помощи не требуется ни диплом, ни многолетний стаж учебы. Главное тут — сердце и душа. Пообщавшись с людьми, можно понять, какие темы и/или разделы Торы их больше интересуют. И — углубиться в их изучение, с тем, чтобы можно было поделиться приобретенными знаниями с другими.


Пользуясь очевидным «преимуществом» во времени, Ваш муж может подобрать полезные и интересные материалы, до которых раньше, когда он работал, у него, что называется «руки не доходили».


На начальных этапах по вопросам подбора материала и организации уроков необходимо, конечно же, советоваться с раввином и/или «старшим» наставником.


Что касается Вас — в нашей традиции не принято, чтобы женщина преподавала мужчинам. Однако Вы можете организовать женскую группу изучения Торы. Или, к примеру — детскую. Ведь очень важно, чтобы дети даже младшего дошкольного возраста привыкали к соблюдению заповедей — и будничных, и субботних, и праздничных.


Из опыта функционирования разных общин можно смело сказать, что люди, как правило, позитивно относятся к таким и подобным инициативам.


Подводя итог сказанному в этой части ответа, отмечу, что Вы и Ваш муж, активным участием в жизни общины — можете внести очень большой вклад в общее дело. И он будет ничуть не хуже, но, может быть — и значительно лучше, весомее денежных отчислений.


В любом случае, параллельно с деятельностью в общине — вам надо прикладывать реальные усилия к поиску работы, не предъявляя к ней завышенные требования, чтобы не затягивать время поиска.


Из Торы мы знаем, что цедаку (пожертвование), кроме прочего— можно передать и еврею, попавшему в трудную ситуацию. Но — при обязательном условии, что он прикладывает усилия к тому, чтобы поправить свои дела. Иначе у него нет оснований просить цедаку. Ведь ее цель — помочь выбраться из «ямы», а не создать комфортные условия, когда можно, не работая, жить за чужой счет.


Подчеркну, что нельзя просить деньги на излишества. Определить рамки минимально необходимого — трудно. Многое тут зависит от среднего уровня жизни в конкретной местности. И все же нетрудно в этом найти верные критерии, если руководствоваться здравым смыслом.


Даже если цедаку дают тебе от чистого сердца — надо стараться не жить за счет пожертвований. Если человек сознательно ориентируется на цедаку, в нем формируется некая душевная зависимость, и ему все труднее и труднее осознавать, что источник всех благ — Всевышний. А ведь Всевышний, в конце концов, хочет, чтобы каждый человек установил с Ним прямую связь.


Теперь — о помощи на переезд.


Еврей может попросить цедаку, чтобы совершить алию в Израиль (переезд на постоянное место жительства), так как жить в Эрец Исраэль — заповедь Торы. Однако в наше время финансовая помощь общины на это не требуется — государство Израиль оплачивает многие расходы, включая дорогу.


Переезд в какую-либо другую странус Торой — не связан. И потому просить на это цедаку— не разрешается.


Автор текста Хаим Аккерман


Источник http://evrey.com/
© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100