16 ноября 2018 года, пятница

Гнев и молния

11.04.2018 | Община, Мир

Одно из центральных событий библейской главы «Ки Тиса» – это, конечно же, создание Золотого Тельца. Как известно из Священного текста, Моисей, спустившись с горы Синай со Скрижалями Завета и обнаружив, что евреи за время его 40-дневного отсутствия уже успели соорудить идола и начали ему поклоняться, разбил вдребезги декалог.


Это было, пожалуй, первым публичным проявлением гнева со стороны Моисея. И за этот гнев он никак не был наказан. Наоборот, согласно библейскому тексту, его поступок был одобрен с Небес и взамен разбитых Скрижалей Завета евреи получили новые. Более того – в последних фразах Торы констатируется, что не было у Израиля пророка, подобного Моисею, который бы «совершил грозные и великие деяния на глазах у всего Израиля», и многие комментаторы Священного Писания считают, что разбиение Скрижалей Завета как раз и было тем самым могучим деянием, о котором говорится в тексте, и воспринимают его как исключительный акт мужества и героизма, достойный лидера.


Спустя много лет после эпизода со скрижалями Моисей повторно впал в страшный гнев на ропщущий от жажды еврейский народ и ударил посохом по скале, чтобы добыть воды, хотя мог бы просто приказать ей течь. Этот удар обошёлся Моисею слишком дорого – в качестве наказания за него он был лишен, равно как и всё поколение Исхода, права войти в Святую землю.


Это кажется удивительным: разбиение Скрижалей Завета со священными Десятью заповедями было благословлено с Небес, а банальный удар по скале обернулся жесточайшим наказанием, разрушившим мечту Моисея ступить на Землю Израиля. На первый взгляд, у обоих эпизодов общая основа: еврейский народ вышел из-под контроля своего лидера, и тот в ответ разгневался. Однако комментаторы библейского текста доказывают, что в первом случае гнев Моисея был абсолютно оправдан, а во втором – совершенно неуместен.


Великий еврейский мудрец и врач Маймонид в трактате о нормах поведения писал, что человеку надо избегать, как огня, только двух эмоциональных состояний – гордыни и вспыльчивости. «Вспыльчивость – настолько плохое качество, что человеку надлежит отдалиться от него до крайности. И приучать себя не гневаться даже в тех ситуациях, в которых это, казалось бы, неизбежно». А в каббалистической книге Зоар постулируется, что любого гневающегося в момент этого приступа покидает всякая мудрость, и лаконично резюмируется: «Жизнь вспыльчивых – это не жизнь».


В понимании Маймонида и многих других еврейских философов гнев – всегда ошибочная эмоциональная реакция на происходящее. Гнев свидетельствует о неспособности совладать со своими эмоциями и контролировать себя, а значит, ведет к действиям, о которых гневавшийся, придя в себя и вновь обретя разум, очень пожалеет. А может привести и к тяжкому преступлению.


Интенсивные тренировки в течение продолжительного времени нас меняют. Точно так же человек способен научиться иначе реагировать на события, чем он это делал прежде. Сначала для этого требуется неустанный самоконтроль, но со временем новая модель поведения входит в привычку. И постепенно гнев уйдет из реестра ваших эмоций.


Интересно, как же в таком случае правильно выражать свое недовольство, если для него есть все основания? Великий Маймонид предложил элегантное решение: «Если потребуется человеку припугнуть своих детей и внуков или необходимо будет главе общины упрекнуть её членов, чтобы они исправились, то должно только делать вид, что гневаешься, но внутри себя должен оставаться спокоен, подобно человеку, который изображает гнев, но не гневается».


Эта разница между чувством гнева и его проявлением, которую отмечает Маймонид, очень существенна. Контролируемая демонстрация гнева при полном внутреннем спокойствии всегда имеет должный эффект и оказывается рабочим инструментом, чтобы подать сигнал и привести людей в чувство. Неконтролируемый же настоящий гнев только спровоцирует аналогичную реакцию в ответ, и тогда ситуация накалится и приведет к серьезному конфликту. И если твой народ поклоняется идолам, то контролируемый гнев и выверенное действие – разбиение Скрижалей Завета, которое произведет колоссальное эмоциональное впечатление на массы и заставит их устыдиться собственного поведения – являются правильной реакцией. А если у народа нет воды, и людей настолько мучает жажда, что они уже готовы к бунту, то гневаться на них ошибочно.


Было время, когда я курил трубку. Курение ничего хорошего с собой не несет, и я прекрасно об этом знал. Но избавиться от этой зависимости сложно даже при осознании, что она тебе вредит. Несколько лет подряд я неоднократно и безуспешно пытался бросить курить, пока близкий человек, мнение которого для меня очень много значит, не разозлился на меня из-за мешающего ему дыма. Он не кричал, не шумел, не бил посохом, а просто высказал, что обо мне думает. А у меня было ощущение, что мне дали пощёчину – и поделом. Я так поразился его реакции, что в ту же секунду бросил курить и больше никогда не притрагивался к табаку. Его контролируемый гнев меня излечил.


Очень часто родные и друзья из чувства сострадания и доброты закрывают глаза на саморазрушительное поведение близкого человека, оставляя его в болоте вредных привычек, мешающих и ему, и его окружению быть счастливыми. «Терапевтический» гнев рождается не из эмоции, а в голове. Его цель – вызвать шок и добиться результата, а не накричаться вдоволь и выразить свои эмоции. Иногда человеку нужен такой сигнал, способный изменить жизнь.


Главный раввин Великобритании лорд Джонатан Сакс


Материал подготовила Шейндл Кроль


Источник: http://jewish.ru
© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100