23 сентября 2018 года, воскресенье

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

03.09.2018 | Традиция, Мир

Вопрос:


Уважаемый Элиягу Эссас!


Мы с товарищем учили Тору вместе три раза в неделю. Потом он уехал в отпуск на месяц. И неожиданно я обнаружил, что одному мне учиться и легче и лучше (эффективнее).


Как теперь мне быть?


Поступлю, как Вы посоветуете.


Ответ:


Сначала дам предварительные разъяснения читателям, поверхностно знакомым с еврейским образом жизни и с традиционным методом изучения Торы.


В школе и в других учебных заведениях мы привыкли к тому, что учебный процесс — это фронтальное преподавание, когда учитель в классе (аудитории) объясняет учащимся тот или иной материал. При этом в учебной группе может быть 30 или, скажем, 5 человек. А может — и один ученик.


Схема проста: учитель преподает — ученики у него учатся.


Учащимся дают и домашние задания (в той или иной форме). Выполняя их, они повторяют, расширяют и углубляют полученные на уроке знания.


В нашей традиции существует еще и другой, очень важный, уникальный метод, который называется — «хаврута» (или хеврута). Это название образовано от слова хавер, что в переводе означает — «товарищ». Слово «хавер», в свою очередь, восходит к слову хибур («объединение», «соединение»).


Используя этот метод два человека, вместе и одновременно, изучают один и тот же текст. Они сидят за одним столом, но перед каждым — своя книга.


В правильном понимании этого метода не подразумевает, что один из двух — «учитель», другой — «ученик». Имеется в виду, что знания у обоих — примерно одинаковые, и они вдвоем пытаются исследовать текст, понять его суть. При том, что каждый, конечно же, вносит в обсуждение свой вклад, предлагает свои разъяснения (комментарии). Один, допустим, обращается к одной книге комментариев, его товарищ — к другой книге, И они вместе обсуждают, что в этих книгах сказано. И т.д. и т.п.


Отмечу, что данному методу — тысячи лет. То есть он — не очередное «изобретение» педагогики, которые регулярно появляются и с той же регулярностью уходят в небытие.


Как и во всем в жизни, в методе, о котором мы говорим — есть свои преимущества и свои недостатки.


Одно из преимуществ непосредственно проистекает из мудрости царя Шломо, который сказал — «двое лучше одного». Да и в народе часто говорят: «один ум хорошо, два — лучше».


Почему бы тогда не учиться, скажем, втроем или вчетвером?


Учиться в небольшой группе из трех-четырех человек, конечно же — тоже можно. Но — с меньшей эффективностью. Ведь когда один в хевруте высказывает какую-либо мысль — у другого тотчас же может появиться свое возражение или дополнение. А если здесь присутствуют и третий — он, пусть даже на минуту-другую, становится, что называется, «третьим лишним» (третий не имеет реальной возможности участвовать в диалоге, он в эту минуту — только слушатель).


Немалое значение приобретает в хевруте и человеческий фактор. В процессе учебы (такое «содружество» в изучении Торы нередко сохраняется на годы и даже десятки лет) — оба участника узнают интересы товарища в Торе, его сильные и слабые стороны. Поэтому — они способны эффективно дополнять друг друга.


Недостатком данного метода, вероятно, можно считать то, что человеку в изучении Торы нередко хочется поработать, поразмышлять наедине с собой. Причем, не 5 и не 20 минут, что возможно и в хевруте, но — часы, а может — и дни.

Это, как понятно, вплотную подводит нас к ответу на Ваш конкретный вопрос.

Желательно сочетать оба метода (самостоятельную учебу — с учебой в хевруте). Для Вас, полагаю, правильным будет встречаться с товарищем, вместе с ним постигая Тору, как минимум, 2 раза в неделю. А для самостоятельных занятий и размышлений над прочитанным — выделите себе удобные для Вас часы.


Можно для занятий в хевруте оставить, конечно же, и три дня в неделю. Ничего определенного по этому поводу сказать не берусь, ибо многое тут зависит от того, каким временем Вы располагаете.


И здесь проявляется еще одно явное преимущество изучения Торы в хевруте.


Когда человек назначает себе какое-то время, для того, чтобы выполнить «договоренность с собой» — нужна поистине железная воля. Всегда найдутся те или иные веские или не очень весомые причины, чтобы заняться чем-либо другим.


Но вот, когда человек договаривается с товарищем — естественное чувство уважения к нему и ответственности перед ним помогает (ясно, что это взаимно) соблюдать договоренности и проводить полноценные занятия.


На данную тему можно было бы еще многое сказать. Но ограничусь этим.


Автор текста Элиягу Эссас


Источник http://evrey.com/
© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100