13 ноября 2018 года, вторник

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

29.10.2018 | Традиция, Мир

Вопрос:


Может ли Всевышний ошибаться?


Я думаю, что Б-г никогда, ни в чём не ошибается, потому что Он - Всевышний.


Если Всевышний никогда и ни в чём не ошибается, почему евреи должны приносить жертвоприношение искупления от Всевышнего в каждое Новолуние чтобы искупить уменьшение Луны, сделанное Всевышним?


Если Всевышний никогда и ни в чём не ошибается, значит, уменьшение Луны, сделанное Всевышним, не может быть ошибкой или грехом. Раз уменьшение Луны не ошибка, значит, оно не нуждается в искуплении.


Дмитрий


Клиффсайд Парк, Нью-Джерси, США


Ответ:


С первых слов в Торе описывается фактически сотворение материального мира. Человек создан — лишь в конце этого процесса, на шестой день.

Учителя говорят, что Всевышний установил такую последовательность действий — чтобы все было готово к появлению человека. Чтобы он сразу же мог приступить к служению Творцу.


Однако в Устной Торе говорится, что духовные корни мира возникли раньше, и материальный мир был сотворен по модели Устройства духовных миров. В частности, возникли два духовных объекта, заложившие корни духовной работы человека. Один — «ответственный» за процесс духовной работы, другой — за результат.


Очевидно, что только вместе они создают цельный комплекс. Ведь не может быть результата без работы, а работа без результата — бессмысленна.


На четвертый день процесса Сотворения возникли их проявления в материальном мире — Солнце и Луна.


Солнце отражает идею работы, поэтому день для человека — активное время. На солнце постоянно «кипит» работа — осуществляются термоядерные реакции для выработки энергии.


Луна — модель результата. Сама по себе, она ничего не производит и постоянно нуждается в энергии солнца.


Написано в книге Берешит (гл. 1, ст. 16), что Всевышний сотворил два больших светила: большое — чтобы светить днем, маленькое — ночью.


Учителя задаются вопросом: если сказано, что оба — большие, откуда же взялось маленькое?


Всевышний возложил на оба эти светила задачу управления нижними мирами. Однако Луна, образно говоря, возмутилась и сказала Всевышнему, что не бывает двух царей, правящих вместе. Править должен только кто-то один из них.


При этом луна подразумевала, что именно она должна быть главным духовным корнем, задающим тон всему происходящему в материальном мире. Ведь все, в конце концов, стремится к результату.


— Ты права, — ответил Всевышний, — не может быть двух царей. Поэтому ты царем и не будешь.


И — уменьшил ее духовность.


В нашей традиции это действие называется — миут hа-яреах (то есть — «уменьшение Луны»).


Таким образом, Всевышний продемонстрировал свою Волю, выраженную в данном случае в том, что главным в жизни человека должен стать процесс духовной работы. Результат же — определят Небеса.


Но тут всплывает еще один фундаментальный момент.


Если Всевышний сотворил двух «царей» — значит, Он ожидает от них в выполнении поставленной перед ними задачи полной кооперации и согласия. Однако этого — не произошло. Наоборот, возникла идея изменить такой порядок и оставить одного, вместо двух. Что, как очевидно — противоречило Воле Творца. Поэтому «Луна» — и пострадала. За желание подорвать базу, на которой Всевышний хотел построить мир.


Подчеркну еще раз, что в нашем разговоре (как и в Устной Торе) понятия «солнце» и «луна» рассматриваются как духовные объекты, которые упомянуты выше.


Первый человек, появившись на шестой день Творения, после вышеописанных событий — пришел уже на подготовленное для него место работы. То есть духовные поломки уже были, и ему надо было с ними справиться.


Впоследствии Всевышний дал еврейскому народу Тору и поставил перед ним задачи по исправлению мира (на иврите — Тикун Олам).


Процесс исправления обязывает к тому, чтобы была правильная кооперация, позволяющая реализовывать задачи, поставленные Всевышним, и приближаться к Нему.


Таким образом, луна — модель неисправленного мира. Поэтому ее видимый размер то увеличивается, то уменьшается, отражая удачи и неудачи в процессе «ремонта» поломок. По той же причине «корень» еврейского народа, народа, который занимается исправлением мира, связан именно с луной. Недаром первая заповедь, данная еврейскому народу — освящение месяца по луне (книга Шемот, гл. 12, ст. 1; см. на сайте также — Заповедь 4 - Освящение месяца).


В конце еврейского месяца луна вообще исчезает из нашего поля зрения. А когда появляется снова — начинается новый месяц.


Еврей, который увидел обновленную луну, идет в раввинский суд и свидетельствует об этом. На основании показаний двух свидетелей суд объявляет начало месяца. То есть данную заповедь — невозможно выполнить в одиночку, в ее осуществлении должны вместе участвовать несколько евреев.


Отмечу, что уже почти 2.000 лет данный механизм работать не может, и мы руководствуемся в определении начала месяца постоянным еврейским календарем.


После столь длинного предисловия — можно подойти к ответу на Ваш вопрос.


В Мидраше Учителя передают слова Всевышнего, адресованные евреям: принесите за Меня искупление в рош ходеш (новомесячье), за то, что Я уменьшил Луну.


Разумеется, Всевышний — не ошибается. Но процесс исправления — долговременная работа. Ее результат будет виден только в будущем. А пока что — мы живем в мире, далеком от совершенства, в мире, полном страданий, трудностей, кажущейся несправедливости и т.д.


Хирург, производя операцию — режет те или иные участки человеческого тела. Но никому из нас не придет в голову назвать его «хладнокровным убийцей». Мы знаем, что такая операция необходима, чтобы спасти человека, облегчить его страдания, избавить от болезни для излечения. Это легко осознать, потому, что результат — виден.


В случае с исправлением мира — мы не в состоянии увидеть все вместе: «болезнь», «лечение» и «выздоровление». Мы наблюдаем лишь, как «больного» — разрезали.


Всевышний, по сути, был вынужден провести «операцию», включающую в себя и негативные элементы.


Для этого и необходимо искупление. Но это, конечно же — искупление не «ошибки Всевышнего», но — причин, которые привели к вынужденному обвалу.


В рош ходеш луна — минимального размера, что очевидным образом указывает на миут hа-яреах (уменьшение луны). В последние дни месяца — тоже, но тут ее невозможно «поймать». В любой момент она может просто ускользнуть из нашего поля зрения. К тому же при поиске новой луны, глаза всех евреев устремлены в одну точку. И заповедь — одна на весь наш народ. Свидетели и судьи выступают от имени всего народа, что как бы компенсирует то самое нежелание «Луны» осуществлять «совместное правление». Поэтому заповедь и связана с новомесячьем.


В заключении отмечу, что процесс исправления нужен не только для того, чтобы «Луна» осознала свою ошибку и повысила, если можно так выразиться, свой духовный уровень. Сказано в Талмуде, что тот, кто упал и смог исправиться — поднимается выше своего первоначального положения.


Автор текста Хаим Аккерман


Источник http://evrey.com/
© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100