15 октября 2019 года, вторник

Албания: еврейский музей в мусульманском городе

11.03.2019 | Община, Мир

В скромном павильоне представлена замечательная страница истории единственного оккупированного нацистами государства, где к окончанию Второй мировой войны евреев стало больше, чем до неё. Информационный портал Times of Israel рассказал об уникальном музее.


На круто поднимающейся булыжной улице города Берат в южной Албании расположен небольшой павильон, пустой, если не считать дюжины стендов на стенах, с иллюстрациями по пятисотлетней истории еврейской жизни. Может быть, это выглядит скромно, но это единственный еврейский музей в Албании — страны с мусульманским большинством населения. И история, которую он рассказывает, исключительная: страна Балканского полуострова — единственная оккупированная нацистами территория, чьё еврейское население увеличилось во время Второй мировой войны, благодаря храбрости обычных семей, предоставивших кров сотням беженцев, спасавшихся от нацистских преследований.


Крошечный музей «Соломон», открывшийся в городе Берат в прошлом году, был любимым детищем местного историка Симона Врушо. Но его смерть в феврале поставила будущее музея под угрозу, поскольку арендная плата за помещение внесена только по апрель. До сих пор он покрывал расходы музея из своей пенсии и небольших пожертвований в коробку у входа. «У памяти должен быть свой собственный дом», — говорил корреспонденту Франс-Пресс Врушо, незадолго до того, как он в возрасте 75 лет, умер от сердечного приступа.


Многие годы Врушо собирал документы, фотографии и воспоминания, свидетельствующие об общине, история которой началась в 16 веке — с прибытием в Берат евреев, изгнанных из Испании. В центре коллекции — история мусульман и христиан, укрывавших евреев в своих домах и подвалах в годы Холокоста, что лишь недавно стало широко известно.


Когда немцы в 1943 году взяли под свой контроль Албанию, местные власти отказались передавать списки проживавших в стране евреев. Благодаря подобным актам тихого героизма, еврейское население страны выросло с нескольких сотен перед войной до более чем двух тысяч после ее завершения. По сведениям израильского мемориального центра «Яд Вашем», почти все евреи, жившие в пределах Албании, в годы немецкой оккупации были спасены. Исключение составили две семьи, которые были депортированы, из которых в одной все за исключением отца погибли, а другая сумела спастись.


Если спросить, чем объясняется эта история, албанцы скажут, что ее корни в «Беза» — национальном культурном императиве чести, требующем «сдержать обещание» любой ценой. Есть и богатая история религиозной терпимости в стране с пёстрым орнаментом религий. В том же Берате церковь и мечеть соседствуют на одном пятачке.


Незир Аго, 40-летний художник, куратор музея еврейской истории «Соломон», показывает пожелтевшую фотографию пожилого мужчины. «Это — мой дедушка», — говорит он, поясняя, что пекарь-мусульманин взял в ученье трёх еврейских мальчиков в начале 1940-х. «Он не знал их прежде, но был обязан защитить», — добавляет Аго. Фотография висит в музее, рядом с несколькими дюжинами других, на которых члены более чем шестидесяти семей из Берата, превративших свой город в убежище для евреев во время войны. Список из приблизительно 600 имён позволяет идентифицировать места, которые они покинули. Многие бежали из балканских городов, таких, как Белград или Приштина, где евреи жестоко истреблялись нацистами и их сообщниками. Албанские семьи, приютившие евреев, «были христианскими и мусульманскими, богатыми и бедными» — говорится в надписи на стене. «Это были глубоко, невообразимо гуманные люди», — вспоминал и Врушо, православный христианин, на протяжении многих лет собиравший свидетельства старожилов Берата для истории.


Источник: https://sem40.co.il
© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100