13 ноября 2018 года, вторник

В Киеве прошла конференция, посвященная теме Холокоста

08.10.2010 | Община, Украина

С 26 по 28 сентября в Киеве прошла VIII Международная педагогическая конференция «Исследование и преподавание истории Второй мировой войны и Холокоста на постсоветском пространстве», организованная Всеукраинским Центром изучения Холокоста «Ткума».


В конференции приняли участие ученые-историки, философы, государственные и общественные деятели, педагоги, студенты из Украины, Израиля, России, Молдовы и Беларуси.


О том, как проходила конференция нашему сайту рассказала Светлана Поддубная, руководитель образовательных программ Всеукраинского Центра изучения Холокоста «Ткума», директор музея «Музей Михаила Мармера»:


«Участников конференции приветствовали: Зина Калай-Клайтман, Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Израиль в Украине (Киев, Украина), д-р Александр Мовчан, руководитель отдела Института инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки Украины (Киев, Украина), д-р Арон Вайс, научный руководитель Всеукраинского Центра изучения Холокоста »Ткума«, координатор программ »Джойнт« в СНГ (Иерусалим, Израиль), д-р Максим Гон, профессор кафедры всемирной истории, заведующий кафедрой политических наук Ровненского государственного гуманитарного университета (Ровно, Украина), д-р Игорь Щупак ,директор Всеукраинского Центра изучения Холокоста »Ткума« (Днепропетровск, Украина), Светлана Поддубная, (руководитель образовательных программ Всеукраинского Центра изучения Холокоста »Ткума«, директор музея «Музей Михаила Мармера» (Днепропетровск — Кривой Рог, Украина).


Пленарное заседание было посвящено проблематике методологии изучения истории Холокоста на постсоветском пространстве. В завершение пленарного заседания была презентована новая литература, изданная Центром «Ткума». Особый интерес у присутствующих учителей вывали методические пособия и мультимедийные учебники по истории Холокоста.


Изюминкой этого блока конференции была презентация четырехтомника «Без жалости и сомнения» автора д-ра Александра Круглова, доцента кафедры философии Харьковского национального университета радиоэлектроники (Харьков, Украина). Издание представляет собой четыре сборника документов Третьего Рейха и предназначено для ученых и учителей истории. Автор сообщил, что к печати готов уже и пятый сборник. Это порадовало педагогов, так как далеко не каждый учитель имеет возможность работать с архивными документами, что имеет прямое отражение на качестве преподавания истории в школе.


В целом, в ходе конференции было уделено большое внимание использованию источников при изучении истории Холокоста. Д-р Наталья Рудницкая, доцент кафедры истории Украины Житомирского государственного университета им. Ивана Франка (Житомир, Украина) в выступлении «Методика использования исторических источников в процессе изучения истории Холокоста» выделила особую значимость документов по переписи населения в довоенное время, оккупационный период и послевоенное время, подчеркивая вариативность форм работы с ними. Тематическим продолжением прозвучало выступление д-ра Александра Круглова — «Документы и источники исследования истории Холокоста».


Оживление вызвали выступления ученых из Молдовы — д-ра Сергея Назария, доцента кафедры политологии Государственного института международных отношений Молдовы, руководителя Центра стратегического анализа и прогноза Молдовы, руководителя Ассоциации историков и политологов Pro Moldova (Кишинев) — «Место Холокоста в исторической науке республика Молдова», Беларуси — д-ра Инны Герасимовой, директора Музея истории и культуры евреев Беларуси, руководителя Республиканского фонда «Холокост» (Минск) — «Еврейское подпольное и партизанское движение в Белоруссии в период нацистской оккупации», России — д-ра Сергея Шпагина, старшего преподавателя кафедры Новой и Новейшей истории Южного федерального университета, куратора международных связей исторического факультета ЭФУ, руководителя Специализации по Иудаике (Ростов-на-Дону)- «Эволюция отношения к проблематике Холокоста в России и проблемы преподавания истории Холокоста в учебных заведениях», так как в них был отражен опыт коллег из стран СНГ.


Для педагогической конференции характерно то, что на форуме можно познакомиться с опытом коллег, а также поделиться своими наработками. Так участники смогли узнать о методических находках Эллы Сытник, учителя высшей категории, учителя-методиста, учителя истории специализированной общеобразовательной средней школы № 250 (Киев), Валерия Бондаренко, учителя высшей категории, учителя-методиста, Отличника образования Украины, учителя истории УВК «Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней — гимназии» (пгт. Любашовка, Одесская обл.), Людмилы Тетери, учителя высшей категории, учителя-методиста, учителя зарубежной литературы общеобразовательной средней школы І-ІІІ ступеней № 60, редактора общешкольного альманаха «60-я параллель» (Кривой Рог, Днепропетровская обл.), Людмилы Давлетовой, учителя высшей категории, учителя-методиста, учителя истории общеобразовательной средней школы № 9 с углубленным изучением английского языка (Днепропетровск), Раисы Микитчин, учителя высшей категории, учителя-методиста, методиста отдела образования и науки Рогатинской районной государственной администрации (Рогатин, Ивано-Франковская обл.), Наталии Абрамовой, учителя высшей категории, учителя истории специализированной средней школы І-ІІІ ступеней — гимназии № 6 (Лубны, Полтавская обл.), Юлии Заболотной, учителя высшей категории, учителя-методиста, учителя истории Червонокаменской общеобразовательной средней школы І-ІІІ ступеней (с. Червонокаменка, Кировоградская обл..), Виктории Трухачовой, учителя высшей категории, учителя-методиста, методиста отдела образования и науки Криворожской районной государственной администрации (Кривой Рог). Педагоги говорили о важности изучения истории Холокоста, как примера проявления шовинизма и ксенофобии, служащих основой античеловеческих теорий и идеологий.


Круглые столы — наиболее благоприятная форма работы на любом форуме, потому что она предполагает возможность активного участия для всех сторон. В круглом столе «Почему мы изучаем Холокост?» в ходе конференции, который вел д-р Игорь Щупак, приняли участие студенты и ученики. Молодежь говорила о природе Холокоста, называла его геноцидом, который, так или иначе, коснулся не только евреев, но и живших рядом с ними неевреев. Говорили, что и сейчас существуют неформальные молодежные организации, разжигающие ненависть к евреям, цыганам, армянам и другим национальностям. Подчеркивали, что люди склонны забывать уроки истории и способны на проявление жестокости к иноплеменникам. В результате, ребята выразили общее мнение, что в украинском обществе пока еще существует проблема, связанная с формированием толерантного мировосприятия.


Традиционной особенностью данной конференции стало то, что в ее рамках был проведен финал VII Международного конкурса творческих работ учеников, студентов и учителей «Уроки войны и Холокоста — уроки толерантности» и определены победители. Нужно отметить, что участники из Кривого Рога также показали высокий потенциал. Так, в номинации «Творческая мастерская» работа «Криворожская трагедия. Музейный экспонат» — авторы директор благотворительного фонда «Ор-Авнер» Татьяна Куц, учитель специализированной общеобразовательной школы «Ор-Авнер« с углубленным изучением английского языка и иврита Татьяна Романюк и краевед Владимир Лин — заняла ІІ место.


Не случайно конференция ежегодно проводится в последние дни сентября. Это связано, прежде всего, с годовщиной трагичной даты — 29 сентября 1941 года — расстрел евреев в Бабьем Яру. Поэтому один из дней работы конференции был посвящен именно этому событию.


28 сентября ученики, студенты, учителя, ученые приняли участие в траурной церемонии в Бабьем Яру. Многие были здесь впервые. Теплое солнце, тихий шелест листвы деревьев располагали к умиротворению, покою. Но у ребят и взрослых наворачивались слезы на глаза, когда они подошли к краю обрыва, в который когда-то падали, падали и падали жертвы… Участники почтили память погибших минутой молчания и положили к памятному знаку — Миноре — цветы.


По окончании конференции учителя, уже давно сотрудничающие с Центром «Ткума», озадачили себя новыми планами по организации изучения истории Холокоста в родных школах и участию в проектах Центра — семинарах, конкурсе. А те, кто впервые были на таком форуме — наконец-то нашли единомышленников: «Мир расширился!» — сказала на прощание одна из учительниц. Именно это и есть определением ценности конференции.


krjew.com

© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100