20 сентября 2019 года, пятница
Вадим Рабинович

Диалог. Ответы президента ВЕК на письма читателей

24.01.2007 | Община, Украина

На ваши вопросы отвечает лидер Всеукраинского Еврейского Конгресса и Объединенной Еврейской общины Украины Вадим Зиновьевич Рабинович.

Вопрос: В Израиле отдают арабам поселения, правительство по тем или иным проблемам принимает решения, которые никогда не поддерживала еврейская община. У нас в синагоге говорят, что сегодня детей даже нельзя отправлять в израильскую армию. Правильно это или нет, как вы считаете? (Семен Биндер, г. Житомир)

Ответ: Очень хороший вопрос, спасибо. Мы неоднократно объясняли свою позицию (и я озвучил ее публично на встрече с министром внутренних дел Израиля): поддержка Государства Израиль — это одна из основ существования любой еврейской общины в мире.

В то время, когда в Израиле происходят волнующие мир события, украинская община всегда была одной из первых, кто его поддерживал. Все помнят нашу миссию солидарности, наши встречи с руководством государства. Мы всегда говорили, что диаспора и Израиль — это единое целое. Действительно, у нас есть вопросы относительно того, что с диаспорой надо вести беседы, надо советоваться, и с этим я абсолютно согласен. С другой стороны, не надо путать персональные позиции и Землю Израиля. Поддержка Эрец-Исраэль, поддержка существования в нем еврейского государства — это одна из основ, на которых сформирован сегодняшний иудаизм. Тысячи лет евреи мечтали, что у них будет своя земля, поэтому лишь недалекие люди могут говорить о том (и я не думаю, что вы это услышали именно в синагоге, может быть, в другом месте), что Израиль живет отдельно от диаспоры и что не надо ему помогать, не надо совершать алию. Это совершенно неправильная и, я бы сказал, враждебная позиция. Еще раз повторяю: мы считали и считаем, что поддержка Государства Израиль — это одна из основ существования любой еврейской общины в мире. Я как президент Керен а-Йесод (в Украине), одной из самых крупных в мире организаций, оказывающих помощь Израилю, скажу, опираясь на свой опыт: пока существует Государство Израиль, евреи во всех частях мира чувствуют себя более или менее защищенными. Со времени возникновения Израиля мы все горды за нашу страну, за это чудо ее появления. И рациональными причинами подобное объяснить невозможно. Поэтому мы обязаны поддерживать Государство Израиль. Иное дело, что у нас может быть свое мнение по целому ряду вопросов, и мы обязаны его тоже высказывать.

И последнее: мы обязаны бороться с теми, кто ставит свои личные интересы выше того, что стоит перед общиной — поддержки Государства Израиль.

Вопрос: Сколько все же в Украине главных раввинов и нужно ли такое их количество? На какой срок их избирали? Почему эта тема замалчивается? (Григорий Кравец, г. Киев)

Ответ: В «Шулхан Арухе» — кодексе еврейского закона, которым руководствуются все еврейские общины мира, понятия «главный раввин» не существует. Там сказано, что каждая община вправе избрать себе раввина, в том числе, очевидно, и главного. Иное дело, что повелась традиция, особенно в постсоветских странах: появлялись те духовные лидеры, которые были уважаемы всеми, и они становились главными раввинами.

В Украине все происходило следующим образом. Первым, кого избрали главным раввином Украины в 1990 году, был р. Яков-Дов Блайх. Я не присутствовал при этом, но знаю, что на собрании его избирал целый ряд раввинов. Я не знаю, на какой именно срок, и когда его переизбрали.

Когда меня избрали на должность президента Всеукраинской Еврейской общины, Блайх уже имел это звание, и я считаю, что он проделал громадную работу, став первым человеком, возглавившим еврейскую общину страны после развала СССР. Он действительно серьезный и грамотный раввин.

Затем 2 сентября 2003 года на собрании раввинов организации «Ор Авнер», которых в Украине практически большинство, главным раввином был избран р. Азриэль Хайкин. Это очень духовный человек с большими знаниями. Он уже был главным раввином в Бельгии, и это, наверное, идеально для уже состоявшейся европейской страны. Но, на мой взгляд, и я отвечу вам откровенно, главный раввин в постсоветских странах — это уже должность скорее политическая, а не только духовная (например, в России главный раввин Берл Лазар, безусловно, является политиком). Назначение Хайкина главным раввином в Украине с политической точки зрения было неудачным. Думаю, если бы речь шла о знании, об умении толковать еврейские законы, то, может быть, этому человеку не было бы равных. Но что касается политических изгибов, то он вряд ли знает страну. Но, тем не менее, он является легитимно избранным главным раввином, хотя, конечно, в основном членом своей организации.

На какой срок избирали Хайкина — не объявлялось, этот вопрос надо задать, наверное, представителям организации «Ор Авнер».

Третьим раввином является р. Моше-Реувен Асман, который был избран на съезде евреев Украины 11 сентября 2005 года строго согласно уставу Объединенной Еврейской общины и Всеукраинского Еврейского Конгресса (согласно уставу, главный раввин избирается на три года). Думаю, это был очень удачный выбор, что и показало время и дальнейшие события, потому что этот человек действительно проявил себя и как духовное лицо, и как грамотный политик.

Считаю, что на сегодня в Украине есть три легитимных раввина. Может, каждый из них более легитимный с точки зрения своих каких-то пристрастий, но с точки зрения еврейского закона все трое являются вполне законными.

По моему мнению, все же следовало бы пойти по иному пути. Надо сесть за стол переговоров с представителями раввината и общины и договориться об избрании двух людей: одного единого главного раввина, своего рода политика, который представлял бы еврейскую общину в высших эшелонах власти, и второго, который будет духовным лидером и к которому обращались бы с галахическими вопросами. Думаю, это был бы самый правильный и мудрый путь, но для этого нужно, чтобы все участники процесса поняли, насколько это важно и необходимо.

Вопрос: Ангела Меркель, канцлер ФРГ и председатель ЕС, высказала предложение о введении уголовной ответственности за отрицание Холокоста в странах Евросоюза. В ряде европейских стран этот закон уже действует. Что вы думаете по этому поводу? (Александр Гольдман, г. Киев)

Ответ: Буквально в эти дни мы собираемся обратиться к руководству нашего государства с просьбой принять и рассмотреть закон об отрицании Холокоста как уголовного преступления.

Это особенно важно сегодня, когда предпринимаются попытки переписать историю Второй мировой войны, во время которой были зверски уничтожены сотни тысяч украинских евреев. Несмотря на общую толерантность, поднимает голову фашиствующий МАУП, утверждающий, что не было никакой Катастрофы. Поэтому я считаю, что это было бы актуально и правильно.

И последнее. Украине, которая объявила, что идет в Европу, а признание Холокоста — это общеевропейское официальное заявление, было бы очень правильно и своевременно принять подобное решение, тем самым показав себя в первых рядах тех, кто разделяет европейские ценности. Думаю, что это будет своеобразным индикатором нашей власти на ее межнациональную толерантность.

© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100