29 апреля 2017 года, суббота

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

12.08.2016 | Традиция, Мир

Раздел ведет рав Элиягу Эссас


Вопрос:


Здравствуйте.


Второй раз подряд 9 Ава - Шабат! Шабат отменяет 9 Ава!


Кто придумал переносить на 10 число? Какие есть на то основания для переноса, кроме личного мнения? Как вообще можно переносить еврейские даты?


Ответ:


Прежде всего, уточню, что шаббат не отменяет 9-е Ава (на иврите — Тиш’абе-Ав). Тут — обратная ситуация: 9-е Ава — не может отменить шаббат. И этому в нашей традиции есть глубокое и серьезное объяснение.


Шаббат дан нам еще в момент Сотворения мира. Это — еженедельное напоминание об этом, а также — напоминание и об Исходе нашего народа из Египта.


Существует только один случай, когда шаббат в чем-то, образно говоря — «уступает первенство» великой еврейской дате. Это —Йом Кипур, который, по законам Торы, должен быть в десятый день месяца Тишрей. И если 10-е Тишрея выпадает на субботу —шаббат мы отмечаем, как Йом Кипур, однако в молитвах этого дня упоминается и шаббат.


Следует подчеркнуть, что законы о прекращении всякой деятельности — в целом одинаковы и для шаббата и для Йом Кипура. И в Торе Йом Кипур, кроме прочего, назван — Шаббат Шаббатон (то есть — «сверхсуббота»).


Так что, только сама Тора, в которой выражена Мудрость и Воля Творца (а Он повелел нам соблюдать субботу) — может отменить обычный порядок проведения шаббата, «превратив» его в Йом Кипур. Когда вместо субботних трапез, мы соблюдаем суточный пост (без еды и питья).


Иначе обстоит дело с 9-м Ава.


9-е Ава — дата разрушения Храма. И это для нашего народа — самый великий траурный день. Однако он упомянут не в Торе, но — лишь в Танахе, в книгах наших пророков. Соответственно, он не может «отменить» субботу, заповедь соблюдения которой записана в Торе.


Возможно, у кого-то возникнет вопрос: почему 9-е Ава, если эта дата совпадает с субботой — переносится именно на 10-е Ава? Почему бы не отметить этот траурный день — раньше, допустим, 6-го или 7-го Ава?


Дело в том, что мы стараемся не приближать траур, но, наоборот — отодвигать. Помимо прочего, и потому, кстати сказать, что никому из нас неизвестно — быть может, уже в этом году придет с Неба Иерусалимский Храм, и этот пост — вообще отменится. Так как же мы можем назначать его, этот пост, на какой-то день до 9-го Ава.


В контексте нашего разговора важен и еще один принцип в законах Торы: в шаббат и в праздники, обозначенные в Торе — нельзя соблюдать законы траура.


Допустим, у человека умер близкий родственник (ни про кого не будь сказано!), по которому ему полагается соблюдать 7 дней траура (что называется —«сидеть шива»). И очевидно, что в эти 7 дней обязательно будет суббота. Так вот за час до наступления субботы соблюдение траура — прекращается. И восстанавливается — после завершения субботы. Причем, на все субботние сутки запрещены любые внешние признаки траура. Человек, потерявший близкого родственника, как всегда перед субботой, надевает праздничные одежды, участвует в праздничных трапезах и в субботних или праздничных молитвах в синагоге. А потом, сразу же после субботы, как уже сказано — возвращается к трауру.


Подробнее об этом можно прочесть на сайте в ответе «Есть ли праздники, которые отменяют траур?», а также — в ответах, на которые в нем даны ссылки.


Во всем этом заложен глубочайший смысл. Ни частный, ни общественный траур не управляет нами абсолютно, но — лишь частично. Ибо всегда остается связь с Всевышним, и мы празднуем эту связь с Ним в любых ситуациях — в дни, которые Он назначил нам.


Так что, как видите, великий траурный день 9-го Ава совершенно невозможно отмечать в субботу. И чье-то «личное мнение» тут никакой роли не играет.


Автор текста рав. Элиягу Эссас


© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100