22 мая 2017 года, понедельник

Ухо за ухо

29.08.2016 | Традиция, Мир

Вся современная западная культура основана на обычаях двух цивилизаций – Древней Греции и Древнего Израиля, несмотря на то, что их философии в корне отличались друг от друга. Греки превыше всего ценили визуальное. Самые великие их достижения были связаны именно с визуальным восприятием, способностью увидеть. Именно в Древней Греции были созданы величайшие произведения искусства и объекты архитектуры. Традиционные для древних греков массовые события – театральные представления и Олимпийские игры – были невероятно зрелищными мероприятиями. Платон считал знание своего рода способностью разглядеть скрытую в глубине истинную форму вещей.


Идея знания как видения и сегодня остается доминантной в дискурсе и мышлении западной цивилизации. Прислушайтесь, как мы говорим о своих представлениях, как иллюстрируем сказанное, освещаем неизвестное, или проливаем свет на тот или иной вопрос. А когда приходим к пониманию, то говорим: «Всё ясно».


Иудаизм же предлагает радикальную альтернативу – цивилизацию слуха. Как-то рабби Давид Коэн отметил, что в Вавилонском Талмуде – базисном для евреев источнике знаний – все метафоры, означающие понимание, основаны на «услышанном», а не «увиденном». Талмудическая лексика изобилует лексическими конструкциям вроде «приди и услышь», «услышь из этого», «он прислушался к совету» или «не прислушался». Да что там, всё еврейское традиционное знание мы называем шамайта – «то, что было услышано», в переводе с иврита. А слово шма – слушай – стало в начале главной еврейской молитвы «Шма, Исраэль!», «Слушай, Израиль!». И этому «слушай» присуще сразу множество значений: от услышь и прислушайся, до усвой, пойми и ответь. И это слово – одно из главных в библейской книге Дварим, которую иудеи читают в этот период года. В ней оно в разных вариациях встречается, по меньшей мере, 92 раза. Иудаизм – религия слушающих, и в этом заключается один из базисных его вкладов в развитие цивилизации.


Разница между зрением и слухом – огромна. Для древних греков идеальная форма познания требовала отделения от объекта таким образом, что наблюдающий субъект и наблюдаемый объект пребывали в разных плоскостях реальности. Греки подарили миру философию формы, родившуюся в результате наблюдений и выводов. Однако далеко не всё доступно для понимания через внешнее созерцание. Любующийся картиной или смотрящий фильм – никогда не станет их частью. Он навсегда останется зрителем, а не участником. На этом фоне слух и следующее в паре с ним слово, ставшие основой системы иудейских знаний, вовсе не требуют отделения субъекта от объекта, скорее даже наоборот – они предоставляют возможность для дополнительного вовлечения.


Где и когда зародилась еврейская культура слуха? На горе Синай во время дарования Десяти заповедей. Незримый Б-г, которого не дано было увидеть даже величайшему из пророков, Моисею, явил своему народу не образы, а слова, которые были услышаны и записаны, и стали евреи народом Книги. Точнее – многих книг, выросших на базе той, главной. Книгочеи, ищущие смыслы, а не картинки.


В начале книги Шмуэля есть забавный момент: этот пророк отправляется искать «сына Ишайи», чтобы помазать его по повелению Творца на царство. И Шмуэль, прежде чем найти Давида, встречает сначала его брата Элиава, остается несказанно поражен его внешностью и уже было решает, что именно его надо «короновать». Но услышал слова Всевышнего: «Не смотри на его вид и на рост его великий, ибо его Я отверг, ибо не так всё, как видит человек».


Даже стоявший большую часть жизни на антирелигиозных позициях Зигмунд Фрейд назвал свою теорию психоанализа «излечением словом», хотя ещё точнее ее именовать «излечением слушанием». Эта идея основана на том, что активное слушание само по себе является своего рода терапией. К слову, только после популяризации психоанализа фраза «Я тебя услышал» стала употребляться в западной культуре для обозначения понимания и сопереживания.


В умении слышать есть нечто глубоко возвышенное. Не говоря уж о том, что это самый эффективный способ разрешения конфликтных ситуаций. Конфликты возникают довольно часто, но разгораются они только в том случае, когда одну из сторон не слышат, не хотят услышать и войти в положение, несмотря на все просьбы и объяснения.

Незаслуженно пострадавший Иов не поддавался никаким утешениям не потому, что был уверен в собственной правоте, а потому что просто хотел быть услышанным! Неслучайно справедливость предполагает использование правила Audi alteram partem, «выслушай другую сторону».


Умение услышать составляет основу отношений, потому что означает уважение. Хорошие родители всегда слушают своих детей. Хороший работодатель выслушивает работников. В хорошем ресторане прислушиваются к пожеланиям клиентов. А настоящий лидер – слышит людей с их проблемами. При этом умение «услышать» не означает необходимость «согласиться», но всегда указывает на заботу.


Как мы можем рассчитывать на то, что нас услышит Б-г, если мы сами не слушаем мужа или жену, детей или коллег по работе? На горе Хорев пророк Элиягу узнал от Творца, что искать Его надо не в урагане, огне или землетрясении, а в коль дмама дака – «голосе тонкой тишины», который услышит лишь тот, кто слушает.


Лорд Джонатан Сакс


Материал подготовила Шейндл Кроль


Источник: http://www.jewish.ru
© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100