27 июня 2017 года, вторник

Шоу для арабов

15.12.2016 | Община, Израиль

Во второй половине 30-х годов прошлого века Палестину, находящуюся под британским мандатом, захлестнула волна арабского террора. Воодушевлял арабские банды иерусалимский муфтий Амин аль-Хусейни, которого финансировали нацисты. Погромщики убивали британских солдат и чиновников, арабов, не желавших участвовать в беспорядках, и, конечно, евреев. Многие небольшие еврейские общины, жившие в арабском окружении, были вынуждены оставить свои дома и переселиться в крупные еврейские посёлки или города, способные оказать сопротивление.


Киббуц Кфар-Гилади был расположен на периферии мандатной территории, у самой границы с французской колонией – там, где сегодня проходит граница между Израилем и Ливаном. Киббуц находился далеко от других еврейских поселений и британских военных баз, поэтому считался одним из самых уязвимых мест. Собственно, так оно и было. Лишь одна узенькая тропа соединяла его с ближайшим посёлком – Метулой. Шла она у подножия гор, и достаточно было всего одному валуну сорваться и скатиться вниз, чтобы отрезать Кфар-Гилади от всего мира.


Маленький и, как казалось, совсем беззащитный киббуц привлекал к себе внимание живущих рядом арабов. С окрестных холмов разглядывали они светлых и румяных девушек, трудившихся в киббуце, а также его амбары и конюшню, одним словом – большое богатство, разумеется, с точки зрения нищих и убогих соседних деревень. Несколько раз наиболее дерзкие банды даже пытались атаковать хозяйство, но киббуцники отбивались от непрошеных гостей, заставляя тех отступить.


Посёлку очень повезло, что безопасностью там заведовал Элиэзер (Лазарь) Крол. Уроженец Кременчуга, он был личностью весьма незаурядной и находчивой. Ещё в 1903 году, когда ему едва исполнилось 16 лет, он был среди бойцов еврейской самообороны в Российской империи. Потом его призвали в царскую армию, но почти тотчас же арестовали по обвинению в революционной деятельности и отправили на каторжные работы. Спустя ещё два года Крол сумел бежать и вскоре оказался в Эрец-Исраэль.


Здесь его умение постоять за себя сразу нашло применение. Крол стал одним из основателей организации «ха-Шомер» – «Сторож», защищавшей еврейские посёлки от арабских грабителей. В 1921 году Элиэзер Крол с женой Хаей приняли участие в восстановлении посёлка Кфар-Гилади, разрушенного в результате очередного арабского нападения, после чего окончательно в нём и осели.


История, которая на долгие годы отвадила от Кфар-Гилади арабских грабителей, бедуинских воров и прочих желающих поживиться за счёт евреев, произошла в самом начале беспорядков конца 30-х. Элиэзеру Кролу, вероятно, как никому другому было ясно, сколь уязвим пограничный посёлок из-за своей удалённости от других населённых пунктов. Тем более что жили в Кфар-Гилади в основном молодые энтузиасты, не имевшие ни боевых навыков, ни опыта самообороны. Твёрдо веривший в принцип «предупреждён – значит вооружён», Крол заблаговременно организовал в округе сеть арабских информаторов, которые за небольшую, но регулярную оплату снабжали его текущими региональными новостями, предупреждали о затеваемых кознях и таким образомпозволяли быть начеку. Вскоре инвестиции в разведку оправдали себя с лихвой.


Кфар-Гилади славился своим гостеприимством. Даже в самые напряжённые времена его ворота оставались открытыми для проходящих мимо путников, сбившихся с пути феллахов (арабских крестьян) или уставших от дальней дороги торговцев, просивших приютить их на ночь. Этим-то и решили воспользоваться арабские погромщики, сторонники муфтия аль-Хусейни, прослышавшие о стоящем на отшибе киббуце и оценившие его как лёгкую добычу для грабежа и расправы. Их главарь разработал, как ему думалось, блестящий и беспроигрышный план захвата Кфар-Гилади.


Как-то утром информатор из соседней деревни принёс «хавадже Лейзеру Кролу» тревожную весть: к вечеру возле киббуца появится группа из двух десятков погромщиков. По словам араба, они намерены выдать себя за караван торговцев из Ливана, сбившихся с дороги, и попросить об убежище на ночь. Проникнув внутрь, бандиты планируют устроить ночью бойню, поджигая дома и расстреливая жителей. Одновременно оставшаяся часть банды атакует посёлок снаружи. Расчёт бандитов строился на том, что, даже подозревая подвох, жители киббуца не посмеют отказать путникам в приюте. Такой шаг стал бы неприемлемым нарушением законов регионального гостеприимства и вызвал бы презрение всех окрестных деревень, после чего изгнать евреев из этих мест было бы совсем не сложно. – Ничего, – сказал Крол, – мы подготовим им такую тёплую встречу, что они её вовек не забудут.


Оставшийся день прошёл в тщательных приготовлениях. На закате солнца у ворот посёлка действительно показался караван тяжелогружёных мулов и двух десятков казавшихся усталыми людей. Все они были вооружены кинжалами, пистолетами и ружьями, а некоторые даже увешаны примитивными бомбами.


Их встретила четвёрка киббуцников, каждый из которых был тоже вооружен двумя большими пистолетами. Как и ожидалось, «путники» сообщили, что по дороге домой в Ливан сбились с пути и теперь с наступлением темноты смиренно просят принять их на ночлег вместе с мулами и поклажей, обещая щедро заплатить за постой.


– Что вы, что вы, – запротестовал один из встречающих, – вы наши гости, наш дом – ваш дом, проходите, ешьте, пейте и отдыхайте.


При этом наиболее внимательные из гостей заметили, что он как-то странно и несколько даже зловеще взглянул на остальных привратников, те же, довольные, закивали, улыбаясь. Взяв под уздцы мулов, пара киббуцников повела их в конюшню – накормить и напоить. А остальные вызвались довести «дорогих гостей» до киббуцной столовой.


Где-то на полпути дорогу им переехала телега. Две запряжённые лошади с трудом тащили её, гружённую доверху. И от зорких глаз арабов не укрылось, что там лежало различное стрелковое оружие. У входа в столовую гости с изумлением увидели двух дозорных, стоящих будто бы на карауле. Каждый держал в одной руке ружьё, а в другой пистолет. За пояс у них были заткнуты здоровенные кинжалы, а грудь крест-накрест перетягивали ленты с патронами. «Торговцы» обеспокоенно переглядывались друг с другом и глядели на своего предводителя, который до сих пор не проронил ни слова.


Гостей рассадили вокруг стола, на который подали всё, чем только богаты были закрома Кфар-Гилади. Но, несмотря на разнообразие, арабы явно потеряли аппетит. И было от чего. В углу вокруг составленных вместе двух столов сидело около дюжины здоровых киббуцных мужчин, увешанных оружием с головы до пят. Они возбуждённо шушукались и время от времени поглядывали на гостей. То и дело в столовую вбегали ещё какие-то вооружённые люди. Они вытягивались по стойке смирно перед сидевшими за столом киббуцниками, о чём-то докладывали, вроде как получали указания, отдавали честь и убегали прочь.


Глядя в окно, арабы видели, как в сумерках мимо столовой то и дело проезжали подводы с торчащим в разные стороны оружием. Чего они не могли видеть, так это то, как за ближайшим сараем оружие поспешно сгружалось с одной телеги и перекладывалось на другую, после чего новая подвода проплывала под окном столовой перед взорами гостей. Разыгранная Кролом пьеса шла как по нотам. Вот кто-то забежал в столовую будто бы случайно с целой связкой гранат, вот кто-то другой «был послан немедленно идти куда-то на подмогу».


Вскоре арабы были твёрдо убеждены, что на свою голову попали в самое логово врага, что каждый житель киббуца от мала до велика встаёт с утра и ложится спать вечером, не выпуская из рук пистолет и кинжал, и в любую минуту готов к бою. Более того, настороженно перехватывая взгляды киббуцников, они стали подозревать, что их не просто так заманили в столовую и, вероятно, живыми им отсюда уже не уйти. Где-то через полчаса, так и не отведав толком предложенных им яств, они поднялись и стали торопливо собираться. Рассыпаясь в благодарностях за оказанный жителями киббуца приём, они сообщили, что всё-таки слишком торопятся и должны тронуться в путь, не оставаясь на ночь.


«Хаваджа Лейзер Крол», обвешанный оружием и медалями (некоторые из которых загодя были одолжены в соседних еврейских посёлках), встал из-за стола, стоявшего в углу, и подошёл к гостям. Всеми возможными словами уговаривал он их ни в коем случае «не обижать комбанию» (так арабы, не имеющие звука «п» в языке, обычно произносили русское слово «компания», прижившееся среди киббуцников) и не покидать киббуц «на ночь глядя». Но главарь банды был непреклонен. Глядя на пистолеты и кинжалы, заткнутые за пояс Крола, он сглотнул и вновь повторил, что «от всего сердца благодарен столь отважным жителям посёлка, но никак не может остаться, ибо очень торопится домой».


– Ну что же, – наконец согласился Крол, – пусть Аллах будет благосклонен к вам, и вы не собьётесь впредь со своего пути. Если же вновь окажетесь в наших краях, милости просим, ибо, увы, на этот раз не удостоились мы приютить вас на ночь в нашем скромном доме. Почти бегом гости покинули Кфар-Гилади, впопыхах забыв про свою поклажу и мулов. Спустя несколько дней два араба, посланные главарём банды, опасливо подошли к воротам киббуца.


– А-раис (главарь) благодарит комбанию за заботу о наших мулах и будет рад освободить своего друга от этих излишних трудов, – сообщили они. Но «хаваджа Лейзер Крол» лишь посмеялся в ответ: «Передайте своему господину самые добрые пожелания от меня и скажите ему, что забота об этих мулах является для меня большой честью, а потому они останутся нашими».


Так ли всё было на самом деле или со временем реальный сюжет оброс дополнительными деталями и преувеличениями, сказать сложно. Известно только, что Кфар-Гилади на долгие годы стал вызывать трепет у окрестных жителей. И если кто-то и приходил в посёлок по делам, то предпочитал улаживать всё у ворот, не заходя внутрь. Всё это позволяло жителям киббуца долгие годы жить спокойно, без опасения, что лишние глаза и уши будут отираться у границ посёлка. Поэтому со временем киббуц стал важнейшим перевалочным пунктом нелегальной репатриации для евреев, добиравшихся пешком через французскую колонию – будущие Ливан и Сирию – в обход британских запретов. Всего до провозглашения государства через посёлок прошло около 8000 нелегальных репатриантов.


Александр Непомнящий


Источник: http://www.jewish.ru
© 1997—2009 Всеукраинский Еврейский Конгресс
Еврейская студунческая организация Гилель Компьютерная школа Правда о Сионизме Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100