Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Здравствуйте уважаемый рав!

Хочу сказать вам, что я убедился, что сказанное в Торе - это правда и работает.

Я стал отделять хомеш (пятую часть дохода). Большую часть отправляю своему отцу-пенсионеру в Россию и меньшую отдаю благотворительным организациям. И мое финансовое положение стало улучшаться очень быстро!

Но эти легкие деньги не пошли мне на пользу. Я заметил за собой, что стал спесивым и высокомерным, стал непочтительно отзываться о незнакомых мне людях, в частности об эмигрантах-эритрейцах.

Как мне быть с растущей, как на дрожжах, моей гордыней, которая растет вместе с улучшением моего благополучия?

С уважением, Максим 42 года.

ОТВЕТ:

Прежде всего, поясню, что слово «хомеш» (пятая часть) в данном контексте означает, что Вы передаете на филантропические цели, помощь пенсионеру-отцу и благотворительным организациям 20 процентов от своих доходов. И это, само по себе, безусловно, заслуживает большого уважения.

Из разъяснений наших Учителей известно, что цедака (пожертвование на благородные, высокие цели) — единственная заповедь Торы, исполняя которую, мы можем рассчитывать на улучшение нашей материальной ситуации.

Очень приятно еще раз убедиться в этом, читая Ваше письмо.

При этом считаю необходимым подчеркнуть, что благословение, спущенное человеку Свыше за исполнение этой заповеди — может выражаться и иначе. Например — в уменьшении расходов на поддержание здоровья.

Отмечу также, что улучшение материального состояния человека совсем не обязательно должно произойти немедленно.

А теперь — к проблеме, обозначенной в Вашем письме.

Вместе с благословением, Вы получили, как написано в Вашем письме — и новое испытание. Вы заметили, что стали «спесивым и высокомерным» (испытание гордыней; на иврите — гаава, ударение на последнем слоге).

В чем же причина возникновения повышенного самомнения?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует знать, что и бедность и богатство — могут быть испытанием.

Но бедность в большей мере влияет — на материальную сторону человеческой жизни, угрожая в основном физически. В отличие от этого, богатство, в первую очередь — испытание духовного характера. Причем, испытание богатством может быть гораздо сильнее испытания бедностью.

Богатство, особенно — если оно появляется быстро (а Вы как раз пишете о «легких деньгах») — может заключать в себе опасность изменения личной шкалы приоритетов. В такой ситуации порой человеку начинает казаться, что материальная составляющая жизни — основа всего. В том числе — в самоощущении и сфере человеческих взаимоотношений.

И дело, конечно же — не в эритрейцах (незаконных иммигрантах, заполонивших центральные города Израиля, не заслуживающих, на мой взгляд, особого уважения). Но — в опасности возникновения «душевной поломки», следствием которой может быть повреждение и других духовных составляющих Вашей личности. Ведь неоправданная гордыня нередко препятствует духовному росту.

Отсюда следует, что Ваша цель — сохранение духовного здоровья. И основной путь к этому — постоянное выражение благодарности Всевышнему за все, что Он нам дает. За благополучие, за успех, за каждую удачу.

Важно напоминать себе, что Ваша личная роль в том, что происходит с Вами — очень невелика, по сравнению с той помощью и поддержкой, которую Вы получаете с Неба.

Важно в такой ситуации — ревизовать сформировавшуюся в сознании шкалу приоритетов. И — откорректировать ее. В этой работе неоценимую помощь оказывает ежедневное изучение Торы, в том числе — изучение этических законов нашей традиции.

Все это развивает и укрепляет одно из наиважнейших человеческих качеств — скромность. А оно, это свойство, в свою очередь, способствует не только сохранению духовного баланса, но и помогает дальнейшему экономическому процветанию.

Автор текста Михаэль Бергман

Источник http://evrey.com