Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Здравствуйте, уважаемый рав Эссас.

Помогите, пожалуйста, понять, что происходит, когда мы хотим остановить того, кто собирается сказать лашон а-ра.

Он ведет себя, как ребенок, защищающий игрушку: «И -- ты не знаешь, что я хочу сказать… И – да это ничего страшного. И - да это все говорят…». Приходилось даже выходить из комнаты пару раз.

После многих лет изучения этого закона и стараний соблюдать его вдруг появился вопрос – может ли быть, что все эти рассказы обладают большим зарядом энергии? Отрицательной, но… ведь юмористы и сатирики собирали стадионы… Или то, что они делают – не лашон-а-ра?

И еще – ироничные эссе сегодняшних блогеров – это тоже лашон а-ра?

Спасибо за ответ. Здоровья и бсорот товот Вам и всем работникам сайта. И пусть а-Шем и дальше помогает нам всем!

Элла Рухама
Нетания, Израиль

ОТВЕТ:

Вы выдвинули на обсуждение правильный, но чрезвычайно сложный вопрос. Даже сам термин лашон hа-ра практически невозможно перевести на русский язык.

Простейший, но в самой минимальной степени верный перевод — «злословие». Действительно, слово «лашон» — это «язык», «слова», «разговор». А слово «ра» — это что-то плохое, нередко — «зло».

Причем, эти слова или их замена на другие, к примеру, «сплетни», «клевета» и т.п. — тоже не передают точный смысл этого понятия.

И мы еще не приступили к анализу темы об употреблении этих понятий на практике.

Мне представляется, что реальное значение выражение лашон hа-ра проявляется в сообществе, где «нормой» считается почтение к Небесам, совестливость, скромность.

Понятно, что все мы, без исключения, в той или иной степени, способны допускать ошибки. И, кроме того, нас постоянно атакуют негативные силы, известные под общим названием «йецер hа-ра». Поэтому — нужны подробные законы, которые позволят свести наши ошибки к минимуму.

Но где и когда их можно применять?

Только в том обществе, в котором определяющее значение имеет система вышеупомянутых ценностей. Недаром наши Учителя разъясняют, что некоторые люди погрязли в тех или иных нарушениях, но практически все — в нарушениях запрета на лашон hа-ра.

Означает ли это, что нам надо просто сдаться? Ведь все равно нельзя, казалось бы, полностью искоренить эту духовную болезнь.

Сдаваться, тем не менее — ни в коем случае не надо. Ибо внимательное отношение к себе в сочетании с постоянным изучением законов о лашон hа-ра имеет свойство облагораживать человека, просветлять его душу. И соответственно — сокращать число нарушений.

Следует знать и помнить, что каждое отдельное нарушение, само по себе, вносит разрушение в духовный мир. И оттуда, из духовных миров, спускаются те или иные неприятности (ни про кого из нас не будь сказано!). И зачастую человеку даже не приходит в голову, что то, что он произнес что-то такое, чего нельзя говорить — стало причиной целого ряда трудностей, которые появились в его жизни.

Но и это — еще не все.

Не случайно в начале ответа я подчеркнул, что эти законы реально выполнимы лишь в обществе, где преклонение перед Всевышним, совестливость и скромность, в каком-то смысле — норма. Только если это есть — можно начать «ремонт» манеры и содержания разговоров.

Рассмотрим примеры, которые Вы обозначили — о сатириках, юмористах, блогерах и т.п. Не говорю уже об интернете, обладающем бесконечными возможностями распространения самого ужасного зла — низменных сплетен, откровенной лжи и совершенно безответственной чуши.

Среди всех участников таких действ, в компании таких людей чаще всего просто нельзя находиться. С другой стороны, если человек неравнодушен к окружающим и хочет очистить «атмосферу» общения — он оказывается перед жестоким, болезненным выбором: изолироваться (чтобы как можно меньше «пачкаться») или — попытаться на эту атмосферу как-то повлиять. При том, что желание повлиять означает, что он волей-неволей будет окунаться во всю эту грязь.

Спасительной формулы, подсказывающей, как поступить — не существует. Нужно просто следить за собой, смотреть, чтобы естественное чувство омерзения и тошноты не стало чем-то привычным, допустимым. Впрочем, все это — очень индивидуально.

В любом случае, всегда правильно и необходимо изучать законы о лашон hа-ра, стараться все больше и больше применять их к себе и, как минимум, быть примером для других, демонстрируя пример, который не является рассадником (источником) слов, произносить которые — нельзя.

Означает ли это, что нельзя говорить ни о чем негативном?

Нет, не означает. Но все же — надо стараться, чтобы это случалось как можно реже, и непременно — с учетом наших законов о запрете на лашон hа-ра.

Постараюсь дать совет, воспользоваться которым непросто, но к этому надо стремиться.

Если начать его выполнять — поначалу будет трудно. Но постепенно — станет легче и легче.

Прошу не удивляться, но мой совет состоит в том, чтобы при встречах с товарищем или в компании друзей и т.п. — вообще не обсуждать ни присутствующих, ни отсутствующих. Чтобы заполнить неожиданный вакуум, который возникнет при реализации такой рекомендации — советую обсуждать мысли, идеи. Так — чтобы, конечно же, никого не задеть.

Трудно?

Очень. Мы не привыкли так жить. Но это — единственный способ повысить качество жизни. Все остальное — болото. И постоянные жалобы друг на друга и на всех — еще больше затягивают в трясину.

Автор текста Элиягу Эссас

Источник: http://evrey.com/