Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Непонятно, мoногамная или полигамная супружеская жизнь предписывается человеку?

ОТВЕТ:

Когда в Торе, Письменной и Устной, речь идет об жизни отдельных людей — мы замечаем, что у одного мужчины могло быть несколько жен.

Все это, как понятно, было более 3-х тысяч лет назад.

Затем в Танахе тоже описывается несколько таких случаев.

При том, что никаких рекомендаций по этому поводу — не дано. Нет ни разрешения, ни запрета.

Однако законы, сформулированные в Устной Торе и упомянутые в Талмуде и в кодексах еврейских законов составлены так, что нетрудно понять, что полигамия, если она и разрешена — бывает весьма редким явлением. К тому же — очень непростым в своей практической реализации.

Начну с того, что по еврейским законам женщина при свидетелях должна ясно выразить свое согласие стать женой такого-то. Без ее согласия — взять ее в жены нельзя.

Следовательно, претендентка на роль второй жены — заведомо осознает, в какой она ситуации, что она будет второй женой, или — третьей и т.п. И это не может быть для нее неожиданностью.

Если же мужчина заморочит женщине голову, обманет ее, скрыв, что у него уже есть жена (или две жены) — такой брак, заключенный обманным путем, по просьбе женщины сразу может быть расторгнут.

Кроме того, отмечу, что и на вторую жену распространяются те же правила, которые оговариваются при заключения брака с первой женой. В ее брачный договор должны быть записаны те же обязательства, которые муж берет на себя в предыдущем браке. То есть он обязуется кормить и одевать жену (на привычном для нее уровне) и иметь с ней супружеские отношения, которые приняты в данных конкретных обстоятельствах (с учетом возраста, обычаев общины).

У каждой жены одного мужчины, и у первой и у последующих, должен быть одинаковый статус. И у детей — тоже должен быть тот же статус, что и у детей предыдущей жены или жен.

Такое семейное устройство (полигамия) становится, как очевидно, весьма сложным «проектом».

В Талмуде встречаем ряд высказываний о том, что наличие нескольких жен наполняет дом ревностью и прочими негативными моментами.

Все изменилось примерно тысячу лет назад.

Рабейну Гершом (один из крупнейших комментаторов Талмуда; Франция – Германия, вторая половина 10-го – первая половина 11-го вв.), прозванный «светочем для еврейства», вынес постановление, запрещающее полигамию.

В отдельных еврейских общинах, которые жили в отдалении от Европы, полигамия какое-то время еще сохранялась (будучи тоже довольно редким явлением). И поскольку практически все евреи, из всех уголков планеты съезжаются в Израиль — это явление и вовсе сошло на нет. Ибо полигамия в Израиле — запрещена законами государства.

Автор текста Элиягу Эссас

Источник: http://evrey.com/