Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Уважаемый раввин Элиягу Эссас!

Мой муж, нефтяник, был в командировке в Нигерии, там нефти полно. Но дело не в этом.

По соседству с его местом пребывания находилась еврейская религиозная община. Причем, все негры, ни одного белого!

Я ему не поверила, но он показал мне фотки.

Что это? Кто они? Они соблюдают шаббат, едят кошерное. Всего их, как они рассказали, много тысяч.

Вам об этом что-нибудь известно?

ОТВЕТ:

Судя по всему, Вашему мужу довелось встретить представителей нигерийского племени игбо. Небольшая часть этого многочисленного племени, насчитывающего десятки миллионов человек, следует еврейским религиозным обычаям.

Некоторые древние обычаи племени напоминают еврейские. Например —приношения для ритуального очищения (обычай времен Иерусалимского Храма), празднование новолуния, обрезание на восьмой день.

Вместе с тем, соблюдение традиций членами племени было, по крайней мере, до недавнего времени — «избирательным», и в значимой степени — искаженным. Поэтому говорить о еврействе игбо практически не было смысла.

В последние десятилетия доступность информации по интернету, а также участившиеся посещения евреев из других стран позволили им настроить соблюдение традиции на более принятый в традиционном еврействе лад. Сегодня у игбо несколько десятков синагог, они празднуют еврейские праздники (к примеру —Песах и Пурим), изучают иврит, язык, по большей части незнакомый им ранее.

Каким же образом еврейская вера завладела умами нигерийцев, исторически не имеющими никакого отношения к нашему народу?

По разным свидетельствам, до 90-х годов прошлого века в Нигерии почти не было жителей, практикующих соблюдение заповедей и заявляющих о своей принадлежности к еврейскому народу. Однако затем их количество начало увеличиваться.

Предположительно, некоторые из них пришли к еврейству, разочаровавшись в других религиях, распространенных на Африканском континенте. Для других принятие иудаизма было жестом отказа от последствий колониализма и насаженной им христианской религии.

Сами игбо считают себя потомками одного из десяти утерянных колен. По другой версии, они — потомки рабов, обращенных в иудаизм царем Шломо (Соломоном).

Религиозная жизнь игбо получает регулярную поддержку от американских раввинов, как правило, неортодоксального направления, а также — от израильтян, проживающих в Нигерии. Многими из них движет желание доказать, что игбо— одно из потерянных колен Израиля, хотя никаких серьезных доказательств этому так и не найдено.

Те же еврейские религиозные обычаи могли быть заимствованы племенем у евреев в ходе случайного контакта на протяжении сотен, а то и тысяч лет (среди африканских племен у игбо самые древние корни).

Некоторые представители племени добивались, чтобы их признали евреи и разрешили переехать в Израиль. Но — безуспешно.

В свое время министерство внутренних дел Израиля постановило, что евреями они не являются и их требование ни на чем не основано.

Игбо— не единственные, кто заявляет о еврейском происхождении. Есть и другие этнические группы в Уганде, Японии, Индии и в других странах, которые требуют признания, и, соответственно, права на репатриацию. Некоторые, как например, эфиопские евреи, были допущены израильским правительством к репатриации, тогда как многие другие не добились этого.

Нередко, как это можно понять, такими группами движут не только религиозные, но и — и другие мотивы. Так, лидер одного из сепаратистских движений Нигерии провозгласил, что он исповедует иудаизм, что игбо— одно их потерянных колен, и что его миссия привести их в Израиль.

Важно заметить, что никто не может запретить неевреям следовать законам еврейской традиции и верить в Единого Творца. Более того, мы знаем, что рано или поздно человечество придет к вере во Всевышнего.

При этом процесс присоединения к нашему народу определяется исключительно процессом гиюра, заверенным раввинским судом. Те же отдельные представители игбо, чей гиюр был признан действительным, получили право на переселение в Израиль.

Напоследок отмечу, что в современном мире заимствование обычаев чужих религий и народов — массовое явление. Если же к этому примешиваются другие факторы, такие, как желание переселиться в страну с более высоким уровнем жизни, каким, без сомнения является Израиль, можно предположить, что количество «новообращенных» в еврейскую веру будет постоянно расти. Что, собственно, и происходит сегодня.

Такие тенденции не могут не беспокоить, так как отличить настоящий гиюр от продиктованного теми или иными интересами материального характера— очень непросто. Так что, перед израильским правительством, и что еще важнее — перед раввинами Израиля стоит непростая задача — оградить нашу страну от нежеланных гостей, не теряя при этом ни одной души, которая искренне жаждет присоединиться к народу Всевышнего.

Автор текста Михаэль Бергман

Источник: http://evrey.com/