В начале месяца кислев 5776 г. (2015 г.) наш черниговский раввин Исроэль Силберштейн спросил меня, какой я собираюсь ставить материал о Хануке в очередной номер газеты. Я ответил ему: «Только поздравление». Он не унимался: «А рассказать о Хануке?». Я ему отвечаю (хорошо зная, что в дни Хануки следует рассказывать детям о чудесах, происшедших во времена наших предков), что, мол, мы уже два десятилетия на страницах наших еврейских газет пишем о Хануке, и сегодня эта история известна даже самым маленьким детям.
На том и разошлись, но сомнение в моей душе, стоит ли ещё раз писать, он всё же зародил…
Поэтому – кое-что о Хануке.
Выступая, практически на всех проводимых общиной еврейских праздниках, я старался не повторяться. Благо в каждом нашем празднике заложено столько божественной мудрости и глубокой философии, что это, в общем-то, не особенно сложно.
Однако, выступая на празднике Ханука, я неизменно любил подчеркивать, что восстание Маккавеев – это первая в истории человечества война за веру. И что это была блестящая победа небольших отрядов еврейских повстанцев над многотысячными, хорошо вооружёнными и обученными армиями греко-сирийцев. И что как-то обидно, что евреи в дни Хануки празднуют не военную победу, как в таких случаях делают другие народы, а чудо, случившееся с кувшинчиком масла.
Вот об этом и поговорим.
«Книги Маккавеев», написанные во II-I веке до н.э., – это наиболее близкий к происходившим событиям историко-литературный источник. Правда, книга эта не вошла в религиозный канон, но как историческое свидетельство принимается всеми безоговорочно. В «Первой Книге Маккавеев» описана история Хануки. Позволю себе привести отрывки из части, повествующей об интересующих нас событиях.
«Маккавей же и бывшие под его водительством, опять заняли Храм и город/ А построенные язычниками на площади жертвенники и капища разрушили/ Очистивши Храм, они соорудили другой жертвенник; разжегши камни и взявши из них огонь, принесли жертву после двухгодичного промежутка/…./ В тот самый день, в какой осквернён был Храм язычниками, совершилось и очищение Храма, в 25-й день того же месяца Кислев/…/ И провели они в весели 8 дней по подобию праздника Кущей, вспоминая, как незадолго пред тем они проводили праздник Кущей, подобно зверям, в горах и пещерах/…/ И общим решением и постановлением определили – всему иудейскому народу праздновать эти дни ежегодно».
Вот так: всё предельно ясно – в «Первой Книге Маккавеев», в которой описана история Хануки, никаких чудес не происходит. Мы празднуем очищение жертвенника и восстановление службы в Храме.
Тогда откуда история с кувшинчиком масла?
А эта история записана уже в другом уважаемом источнике – Вавилонском Талмуде, который является источником еврейского религиозного закона, Галахи. Для нашего повествования необходимо заметить, что Вавилонский Талмуд был записан в 4 веке н.э., то есть спустя шестьсот лет после описываемых событий.
«Что означает праздник Ханука? Учили мудрецы: 25-го кислева начинаются восемь дней Хануки. Запрещено произносить траурные речи и принимать на себя пост. Когда греки захватили Храм, они сделали ритуально нечистым всё масло. И когда укрепилось царство дома Хашмонаим, и они одолели/греков/, проверили и нашли /в Храме/ только один кувшин с маслом, запечатанный печатью первосвященника. И не было в нём достаточно масла, только на один день горения/ лампад в семисвечнике/. Но случилось чудо, найденного масла хватило на восемь дней. На следующий год постановили /Дом Хашмонаим и Санхедрин/ праздновать восемь дней и произносить в молитвах благодарения и восхваления» (Вавилонский Талмуд, Шаббат, 21:б)
Как видим, Талмуд утверждает, что было чудо с маслом. И до сего времени весь еврейский народ, зажигая из года в год ханукальные свечи, отмечает именно это событие.
А о том, почему военная победа и обновление жертвенника не стали достаточным обоснованием для праздника, хорошо рассказывает раввин Михаэль Коган в своей книге «Иудейские праздники»:
«Вопрос интересный и, конечно, заставляет подумать об особенностях человеческой души. Видимо потому, что главное в празднике Ханука – это духовная составляющая, то есть та идеология, которой руководствовались истинные приверженцы закона Моисея и продолжатели дела своих праотцев. Напомню, что именно оливковое масло в те времена было главным источником света, а свет – это символ духовного освобождения. Ибо сказано царём Соломоном: “Душа человека – светильник Бога!”».
Далее Рав Коган пишет о том, что уповать на военную победу никогда не стоит и что победа над греками в Иерусалиме и обновление Храма – условия необходимые, но недостаточные, чтобы праздник стал поистине народным и актуальным на многие века, даже тысячелетия. «Можно, конечно, прогнать греков из своей страны, – пишет Михаэль Коган, – и это не так уж сложно. Но как из себя вытравить эллинизм? Мудрецы были уверены в том, что куда важнее “греческую мудрость” заменить “еврейской”. Именно этот вопрос занимал их. Праздник, который они собирались учредить, должен быть актуален во все времена, а потому акцент был перенесён с военной победы, о чём говорится в “Книге Маккавеев”, на чудо с горшочком масла, о котором рассказано в Талмуде».
Вот так! Думаю, для сегодняшнего разговора достаточно. С Праздником!
Семён БЕЛЬМАН
Источник: https://www.facebook.com/profile.php?id=100009349119770&fref=pb&hc_location=friends_tab