Совсем недавно силами Львовской еврейской общины (председатель А.И. Дианова) был проведен уже ІІІ Международный фестиваль клезмерской музыки «LvivKlezFest». В программу фестиваля, как и в прошлом году, вошёл целый ряд культурологических акций: и театрализованная свадьба «А хасане ин Галицие» («Еврейская свадьба в Галиции») с песнями, танцами, поздравлениями, которые звучали прямо с мостовых Львова, и гала-концерт «Мазл Тов!» («Счастья!»), который состоялся под открытым небом в самом сердце еврейского квартала около знаменитой синагоги «Золотая Роза». Также гости фестиваля смогли посетить выставку картин «Еврейское измерение», попробовать свои силы в разнообразных мастер-классах по еврейским ремёслам, приобрести интересную книгу на книжной ярмарке и прекрасный сувенир на «еврейском базаре», а главное - насладиться звуками настоящей клезмерской музыки прославленных коллективов из разных стран мира (Австрии, Израиля, Швеции, Молдавии, Германии, Польши, России, Украины).
Но не только это, а ещё и много другое сделало этот месяц особенным. Планируя мероприятия предфестивального марафона, мы, конечно, надеялись на успех. Но реальность превзошла все самые радужные ожидания. Каждый вечер, проведенный в его рамках, стал настоящим событием в культурной жизни Львова, и не только.
Не успели львовские меломаны оправиться от джазового фестиваля, как их ждала встреча с замечательным киевским пианистом, композитором, актером и режиссером Майком Кауфманом. С его моноспектакля в джазовом стерео-формате по пьесе Алессандро Баррикко «1900. Хорошая история» и начался наш марафон.
О Майке Кауфмане можно говорить много. Он - лауреат многочисленных конкурсов пианистов, автор музыки к фильмам, музыкант, отобранный сэром Эндрю Ллойд Уэббром для участия в московской постановке всемирно известного легендарного мюзикла «Cats», блестящий концертмейстер, аккомпанирующий таким выдающимся исполнителям, как Елена Камбурова, и так далее. Говорить можно много, но лучше – услышать его пронзительную музыку, увидеть его проницательные глаза, смотрящие в душу зрителю и черпающие вдохновение в этой душе для удивительных импровизаций. Трудно определить жанр, в котором поставлен спектакль, ибо это – что-то новое, не похожее на все, что мы привыкли видеть, не вписывающееся в традиционные рамки наших представлений о театре. Импровизационное начало присутствует не только в музыке, но и в тексте, рождающемся подчас на глазах зрителя. Создается впечатление, что каждый в зале – немножко соавтор и создатель, происходящего на сцене.
Спектакль «1900. Хорошая история» стал прекрасным и вдохновляющим началом очень хорошей предфестивальной истории, которую продолжил рассказывать на своем концерте во дворце Сапегов ансамбль, ставший для многих символом, флагманом и душой фестиваля «Львов КлезФест». Мы говорим, конечно же, о Московском ансамбле еврейской песни «Дона», вот уже третий год заставляющем зрителя переживать прекрасные мгновения подлинного катарсиса. Кажется, что нельзя лучше «прожить» еврейскую песню, чем это делает несравненная (хоть ее и сравнивают с великой Пиаф) певица и актриса Алина Ивах, обладающая уникальным голосом и безумной в своей притягательности харизмой. Очень приятно осознавать, что Алина – наша землячка, и что здесь ее настоящий дом. Но «Дона» - это целое созвездие ярчайших музыкантов, каждый из которых глубоко индивидуален, и в то же время является частью одного целого. Алексей Розов – художественный руководитель, способен охватить собой все пространство, буквально перелетая от скрипки к фортепиано, от фортепиано к контрабасу, он – во всем виртуозен и совершенен. А кларнет Михаила Блинкова рассказывает свою историю – то - бесконечно лиричную и захватывающую, как зрелище восхода солнца над Иерусалимом, то - на 100 процентов Клезмерскую, заводную, под которую просто невозможно усидеть на месте, то страстную джазовую, переносящую зрителя в кварталы Нового Орлеана. Гитара Леонида Морозова вплетается в это буйство музыкальных красок своим трепетным звучанием, настраивая, как опытный настройщик, душу зрителя в унисон с тем, что происходит на сцене.
Ярчайшим аккордом в этой всеобъемлющей гармонии звучит творческая линия певца и контрабасиста Михаила Альтшуллера, полная изысканного юмора, неповторимого шарма в сочетании с бесконечной глубиной. Трудно поверить, что один и тот же певец способен одинаково эффектно исполнить такие абсолютно разноплановые произведения, как молитва «Авину Малкейну», и юмористическая «Ломир зинген киндерлах». Михаилу Альтшуллеру, обладающему, между прочим, и незаурядными хореографическими способностями, это удается с легкостью. Остается догадываться, сколько труда и таланта стоит стоит за этим.
И вдруг, неожиданно для всех, в исполнении Алины Ивах и ансамбля еврейской песни «Дона» звучит украинская народная песня "Летiв пташок понад бродом"! Звучит так проникновенно, так аутентично, что начинаешь понимать – этим музыкантам подвластно действительно все.
Вот эти новые клезморим стоят на сцене, перед нами, в начале ХХI-го века, и всем своим творчеством доказывают, что «рукописи не горят», что благодаря таким людям, как они, мы можем сегодня чувствовать настоящую связь с нашими народом, с нашими предками. Они исполняют прекрасную песню своей подруги Евгении Лопатник - одной из известнейших современных авторов песен на идиш, замечательной певицы, солистки ансамбля Харьков Клезмер Бенд, снискавшего Европейскую популярность. Песню о том, что хоть нет уже тех местечек, и тех клезмеров, но есть, хвала Господу, новые клезмеры – и слушать их настоящее счастье. Но это уже новая глава нашей хорошей истории, к которой мы перейдем в продолжении этой статьи.
А пока – бурные и нескончаемые аплодисменты тем, о ком мы уже рассказали…