15-е число месяца Ав (выпадающее в этом году на 22 июля) отмечено в современном еврейском календаре как праздничный день, но, в сущности, этой пометкой всё и ограничивается: никаких особых обычаев, ничего примечательного, разве что в молитвы вносятся некоторые изменения.
Но когда-то этот праздник имел исключительное значение, ибо 15 Ава были отменены два ограничения, мешавших единству еврейского народа — люди упразднили запрет на браки между мужчинами и женщинами из разных «колен» Израилевых, и запрет мужчинам из рода Биньямина жениться на девушках из других «колен».
Поэтому, в древности, девушки, желающие выйти замуж, выходили танцевать в виноградники в окрестностях города Шило (где, как известно, в то время располагалась Скиния Завета), что называется, «людей посмотреть, да себя показать». Здесь они встречались с юношами, знакомились, объяснялись в любви.
Как известно, в стародавние времена каждое из колен (племен) Израиля жило на своей территории, и народ походил на союз двенадцати «земель», связанных между собой общей религией и соглашениями о военной взаимопомощи. При этом люди ревностно следили за своим наделом, не позволяя евреям других колен осесть на принадлежавшем племени территории. Закон того времени разрешал девушкам, владевшим недвижимостью, выходить замуж только за представителя своего «колена», чтобы земля не переходила в чужое владение, и, таким образом, не дробилась. Эти меры помогали сохранить этническую самобытность и традиции, но одновременно не позволял народу Израиля слиться в единое целое.
Единым местом встречи всех колен в то время была Скиния Завета в Шило, куда собирались на установленные Торой праздники, и где старейшины обсуждали дела, требующие всеобщего присутствия.
Именно 15 Ава — праздник, не установленный Торой, возникший сам по себе, как веселье по поводу сбора винограда — дал народу возможность объединиться, став днем любви и единства, когда юноши и девушки из разных «колен» Израиля могли, как было выше сказано, знакомиться друг с другом, встречаться и влюбляться. Благодаря этому романтическому аспекту, праздник популярен среди значительной части нынешнего светского населения Израиля.
Другое историческое событие, связанное с 15 Ава — это отмена пограничной стражи между двумя древнееврейскими царствами, Северным (Израилем) и Южным (Иудеей). После распада царства Шломо (Соломона) первый царь Израиля счел необходимым установить на границе стражу с тем, чтобы его евреи не ходили в праздники в Иерусалимский Храм, что еще более расширяло пропасть, разделившую народ. Последующие цари Израиля отменили это постановление, с тем, чтобы все могли пойти на праздники в Иерусалим, и евреи оставались едиными.
В тот же день, 15 Ава, был отменен запрет римских властей на захоронение еврейских героев, защищавших крепость Бейтар (последний оплот отважных бойцов Бар-Кохбы).
И последнее: не случайно, что этот прекрасный, объединяющий праздник расположен в календаре почти сразу после дня траура по разрушенному Храму — дня, с которого началось изгнание, и народ оказался разбросан всему свету, вновь разделившись на отдельные общины.
Вспомним — Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу, а будет восстановлен из-за беспричинной же любви евреев к ближним своим. Самой обычной любви, когда юноши и девушки из разных общин и разных политических лагерей, светские и религиозные, черные и белые, встречаются, знакомятся, женятся и рожают общих детей.
Сегодня это, пожалуй, единственная надежда на объединение нашего народа, и светлое будущее всего Израиля.