Еврей на вырост

Еврей на вырост

Библейская книга «Дварим», которую иудеи всего мира начинают читать в эти дни, повествует о последних неделях жизни пророка Моисея. Его историческая миссия в те дни подходила к концу: все поставленные задачи были выполнены, все сражения – выиграны, все чудеса – совершены. Остались только слова, которые надо было произнести.

И он говорил с людьми о прошлом и будущем, об уже случившемся и только еще грядущем, представив им еврейские историю и законы как единое всеобъемлющее видение мироздания. И если у меня попросят порекомендовать только одну из библейских книг, но дающую при этом полное объяснение, кто такие евреи и что такое иудаизм, – я смело порекомендую «Дварим», так как именно она выделяет и подчеркивает все ключевые элементы иудаизма как системы ценности веры и образа жизни.

«Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать и распределять работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю», – писал почти век назад Антуан де Сент-Экзюпери. А современный писатель и мотивационный спикер Саймон Синк сформулировал это еще лаконичней: «Всегда начинайте с вопроса “Почему?”».

В книге «Дварим» Моисей учил евреев задавать вопрос «Почему?». И давал ответ. Потому что само существование евреев является чудом, неподвластным привычным законам истории. В последний месяц жизни Моисей перестал быть вождём, лидером или чудотворцем – он стал учителем. И под этим именем и вошел в еврейскую историю: Моше Рабейну – Моисей, учитель наш.

Он понимал, что однажды уже спасенный им народ снова попадет в изгнание и будет страдать от еще более чудовищных преследований, чем это было в Египте, и не окажется в тот момент лидера, подобного ему, как не будет его никогда больше, поэтому всё, что в его силах – это научить, как себя вести. И подарить образ будущего – идеал, который, поселившись в их сердцах, даст надежду и упорядочит образ жизни.

Лидеры, ставшие учителями, меняют судьбы миллионов людей. Рабби Йосеф Соловейчик в работе «Кто достоин стать лидером еврейского народа» приводит два примера лидерства в иудаизме: царей и учителей. И приходит к выводу, что на царей, как это ни странно, налагались весьма суровые ограничения, существенно урезающие их власть и стремление к богатству. Источником этих ограничений стала заповедь из той же библейской книги «Дварим»: «Не станет царь возноситься в сердце своем над своими соплеменниками и не будет отступать от заповеди ни вправо, ни влево».

Не говоря уж о том, что царя можно было назначить только в том случае, если об этом просил сам народ. По мнению великого еврейского философа Ибн Эзры, заповедь о назначении царя была не столько повелением, сколько разрешением. Многие историки видели в установившейся в результате в Израиле царской власти желание евреев соответствовать другим народам: «Чтобы был царь, как у всех». Выдающийся комментатор священных текстов Ицхак Абарбанель придерживался мнения, что разрешение евреям иметь царя было уступкой человеческой слабости. А крупный поэт и раввин Средневековья Бахья ибн Пакуда считал, что царь дан не в награду, а в наказание.

В общем, иудаизм без всякого пиетета относится к царской власти. С другой стороны, учителя в иудаизме пользуются практически неограниченной властью. В Талмуде даже сказано, что «страх перед учителем должен быть таким же, как страх перед Небесами», а по мнению ряда философов и одного из крупнейших из них, Маймонида, почитать учителя следует даже больше, чем родителя – поскольку родители дают человеку жизнь, а учитель – грядущее.

Тот, кто нами правит, принижает нас, а тот, кто учит – помогает расти. Именно поэтому иудаизм поддерживает идею лидерства как источника знаний. И эту традицию в еврейском народе основал именно Моисей. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион обладал довольно глубокими познаниями как в истории, так и в еврейском законе, оставаясь при этом светским человеком, но и идею еврейского лидерства уловил точно и характеризовал её в лучших традициях иудаизма: «Будь ты скромным служащим или же руководящим лицом в правительстве, принцип один: ты должен знать, к чему стремишься, быть уверенным в своих целях и никогда о них не забывать. Нужно твердо расставить приоритеты. Обучайте подчиненных, и вообще всех. Вы должны верить в своих людей – даже больше, чем они сами верят в себя. Настоящий политический лидер инстинктивно знает, на что способен человек, и в нужный момент может мотивировать его для проявления своих лучших качеств. Политический лидер посвящает время передаче всё новых знаний народу».

Учителя – это непризнанные строители будущего. Если лидер стремится к долгосрочным целям, он должен вспомнить пример Моисея и обратиться к образованию – другой дороги нет. Лидер должен быть учителем, пользующимся интеллектуальным авторитетом, а не диктатором, властвующим при помощи силы и инструментов подавления. И тот факт, что эта идея принимается всё в большем количестве стран, – еще один пример вклада иудаизма в расширение нравственных горизонтов человечества.

Лорд Джонатан Сакс

Источник: http://jewish.ru

Читайте також