Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Добрый день, скажите, пожалуйста, как правильней относиться к чувству страха неудач? Это чувство 'парализует' действия и мешает двигаться вперед.
Евгения
Днепр, Украина
ОТВЕТ:
Прежде всего, подчеркну, что нет ничего противоестественного в том, что человек, совершая какие-либо действия — в той или иной степени испытывает страх, что они, эти действия, могут обернуться для него неудачей.
Такое чувство появляется у ребенка уже в возрасте 2-3-х лет — после падений, первых синяков, уколов и т.п.
С другой стороны, тот же ребенок, допустим, споткнувшись, не только узнает, что он может упасть, ушибиться, пораниться и т.д. Одновременно он приобретает и некую житейскую мудрость, вселяющую в него уверенность, что он способен ходить, бегать и т.д.
Эти «две мудрости» он будет постигать в течение всей своей жизни — как говорится, до 120-ти лет. И юношей, и в зрелом возрасте, и в пожилом — ему бесчисленное множество раз придется испытать и радость от успешного завершения каких-либо дел и горечь разочарования от постигшей его неудачи. Мир устроен так, что это обязательно будет происходить с ним и, что называется, «в мелочах», а иногда — и в серьезных свершениях большего масштаба.
Какой вывод следует из всего этого сделать?
Получается, что человеку необходимо приобрести еще и «третий вид мудрости»: стараться накапливать собственный жизненный опыт (извлекая его из своих достижений и ошибок), учиться у других людей и/или читать правильные, серьезные книги (для еврея это — книги Торы, в разных ее аспектах). По мере накопления такого опыта — можно уменьшать вероятность крупных и мелких неудач, а с другой стороны — увеличить свои шансы на принятие разумных, хороших решений.
Вот этот третий вид мудрости (как мы обозначили его в данном ответе) называют жизненной умудренностью, которая копится постепенно, изо дня в день, и детстве, и в молодости, и в старости.
Однако же знание всего этого — еще не устраняет проблему, с которой Вы к нам обратились. Так как же все-таки улучшить ситуацию — чтобы страх перед неудачами не мешал человеку строить свое настоящее и будущее?
Наиболее надежный путь к этому — постепенное освоение еще одной, назовем ее так, «четвертой мудрости». Подразумевается — осознание, что все, в конце концов, происходит по Воле Творца. Что Он ни в коей мере не ожидает от нас, что мы никогда не совершим ошибки, но хочет только — чтобы мы в рамках своих индивидуальных возможностей постигали Его Тору и обращались к Нему с молитвой, прося, чтобы Он открыл человеку ум и сердце. Чтобы уменьшилось количество неудач, и возросла возможность совершать правильные и добрые поступки.
Эта четвертая мудрость — не нечто абстрактное. Она реально приобретается в процессе развития в себе способности направлять свои мысли в правильное русло и осуществления конкретных, хороших дел. В том числе — проявлением внимания к людям, разумным (в разумной мере) откликом на просьбы о помощи, желанием учиться на ошибках и достижениях других людей и вырабатыванием искреннего интереса к окружающему миру (не только к непосредственному, близкому окружению, но и — к отдаленному).
И последнее.
Важно приучить себя ежедневно благодарить Всевышнего, Творца мира — за все, что Он тебе дает. И за успех и за неудачу. Ибо успех дается, чтобы ты мог помогать другим, а неудачи — чтобы чему-то тебя научить и закалить тебя.
Все это вместе основано, прежде всего — на искренней вере в Творца. Вере в то, что Он — вершитель судеб. И все, что происходит с нами (если, конечно, мы, как говорится, «не лежим на печи», но стараемся, прикладываем усилия) — в конце концов, всегда обернется нам только на благо. И в этом мире, и в мире Будущем.
Автор текста Элиягу Эссас
Источник: http://evrey.com/