Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Возможно, мой вопрос, вызовет у Вас с раздражение. Простите меня за это. Посмотрите на меня, пожалуйста, снисходительно.
Я потеряла любимое домашнее животное (кот). Мне очень тяжело. Так получилось, что после смерти тело животного было сожжено.
Скажите, что в духовном смысле это может значить для моего животного? Можно ли сжигать тело домашнего животного после смерти?
Пожалуйста, не оставляйте мой вопрос без ответа.
С уважением,
Татьяна, Украина
ОТВЕТ:
Вопросы, заданные в уважительной форме, без желания негативно отозваться о нашем народе и наших традициях, но — с целью получить ответ, никогда не вызывают у меня раздражение. Вот и Ваш вопрос — воспринимаю как обращение человека, интересующегося теми или иными жизненными явлениями.
А теперь — по существу дела.
По законам нашей традиции — не рекомендуется сжигать трупы животных. Их закапывают в землю. Понятными исключениями могут быть указания служб санитарного надзора, если есть угроза распространения каких-либо опасных инфекционных заболеваний.
Но то, что случилось с Вашим котом — уже случилось. И Вам остается только понять, что влияние наших действий на души животных до их смерти, а тем более, после смерти — не определено. Хотя и имеются некие отдельные указания.
В связи с этим, полагаю, будет уместным рассказать здесь такую историю.
Однажды один из наших великих Учителей шел по улице и увидел, что какой-то человек ведет на бойню теленка. Внезапно теленок сорвался с привязи, подбежал к Учителю и уткнулся в него головой, как бы прося у него защиты.
Учитель погладил теленка по голове и ласково объяснил ему, что у каждого творения — своя судьба, свое предназначение. И ему, теленку, предначертано в юном возрасте закончить свое земное существование шехитой (когда животное режут безболезненным, предусмотренным законами Торы способом).
Затем Учитель вернул теленка человеку, который вел животное, и пошел своей дорогой.
Вскоре этот Учитель тяжело, мучительно заболел. И другие Учителя сочли, что это заболевание — результат неправильных действий, обращенных к теленку.
Как такое могло произойти?
Дело в том, что у всех творений, включая объекты неживой природы и, конечно же, животных, есть душа. См. на сайте, к примеру, ответ «Какая же душа у животных?» — с ответами, обозначенными в нем ссылками. И наши действия по отношению к животным (и даже к неодушевленным предметам) могут провоцировать в душах объектов этих действий — определенные реакции. Эти реакции поднимаются вверх и могут затем спуститься вниз, влияя на судьбу человека, совершившего эти действия. В лучшую или в худшую сторону — в зависимости от «качества» поведения человека.
Поскольку все это — весьма тонкие материи, и на практике нет законов, достаточно детально обуславливающих наши взаимоотношения с животными, традиция дает нам одно основное указание: нельзя мучить и калечить животных.
Ну, а как же — история с нашим Учителем и теленком? Он же явно не мучил теленка, и даже, наоборот — пожалел. И все был сурово наказан.
Тут решающее значение приобретает такое общее правило: спрос с людей праведных и духовно просветленных — выше, нежели с обычного человека. У того Учителя была некая возможность увидеть и ощутить, что творится в душе животного. Поэтому его в какой-то, пусть и небольшой, степени равнодушие к судьбе этого животного нашло свое отражение в решении Небес и повлекло за собой серьезное заболевание. С тем — чтобы очистить Учителя от вины.
Возвращаясь к Вашему вопросу, предлагаю не переживать по поводу того, что произошло помимо Вашей воли. Вместо этого — попытайтесь рассмотреть сложившуюся ситуацию под иным углом зрения. Сделав вывод, что в жизни надо стараться быть еще более внимательной к возможным негативным последствиям, которые могут проявиться в реальности совершенно неожиданным образом — не только в результате каких-то наших действий, но и в результате нашего бездействия.
Поблагодарите Всевышнего за преподанный урок. И будем надеяться, что Вы усвоите этот урок, и в дальнейшем Ваши поступки будут окрашены в еще более светлые тона.
Автор текста Элиягу Эссас
Источник: http://jewish.ru