Перед Днем Искупления – святым Йом Кипуром – проводится обряд капарот. Чаще всего его проводят в ночь перед наступлением Йом Кипура, есть мнение, что лучшее время – перед рассветом в канун Йом Кипура, но большинство авторитетов указывает, что обряд может быть проведен и раньше, начиная с дня, когда проходит пост Гедалии.
Источник
РаШИ в Талмуде Шабат (81:2) указывает обычай, упоминаемый гаонами: «За двадцать два или пятнадцать дней до Рош А Шана люди берут корзины – по одной за каждого человека – и сажают в них бобовые растения, и в канун Рош А Шана крутят вокруг головы 7 раз и говорят: «Это вместо этого, и это замена моя и это подмена мне». Затем корзины бросают в реку». В этом комментарии РаШИ мы видим идею спасения от суровых Небесных указов и переноса наказания на другой объект.
МаАРаЛь из Праги пишет в книге Нетивот Олам (Нетив аБитахон, гл. 1), что из Талмуда Брахот (60:2) следует то же самое. Талмуд приводит историю рабби Акивы, который путешествовал с ослом, петухом и свечей. После того, как ему отказали переночевать в попутном городе, у рабби Акивы не осталось другого выбора, кроме как переночевать в лесу за городом. Ночью лев убил осла, кот съел петуха, а ветер потушил свечу. На следующее утро он узнал, что на город напали грабители, которые всех жителей увели в плен, а он был чудесным образом спасен. МаАРаЛь объясняет, что страшная участь горожан ожидала и рабби Акиву. Тем не менее, он был заменен своим ослом (представляющим его физическое тело), своим петухом (вместо своей души) и свечой (символизирующей его разум). МаАРаЛь приходит к выводу, что следуя словам Талмуда, у нас есть «абсолютное подтверждение обычая брать петуха для искупления души в канун Йом Кипур».
РаМО приводит этот обычай в Шульхан Арухе (О.Х. 605:1) и пишет, что это древний обычай и им не должны пренебрегать, и как пишет Каф аХаим (605:18), что если в городе большинство следуют этому обычаю, нехорошо остальным отделяться от них.
Следует также отметить, что РаМБаН, Йосеф Каро, При Хадаш и некоторые другие авторитеты выступают против этого обычая.
РаМБаН (цитируется Бейт Йосефом там же) пишет, что капарот считается «даркей Эмори» (обычаем язычников).
В Шульхан Арухе (там же) Йосеф Каро пишет, что не следует следовать данному обычаю.
Орхот Хаим предполагает, что Йосеф Каро был против того, чтобы в исполнении обычая использовать кур, и, следовательно, пишет, что даже те, кто следуют постановлению Йосефа Каро, должны выполнить этот обычай, используя деньги (стоимость курицы), а затем отдать эти деньги в цдаку.
Тем не менее, При Хадаш (605), комментируя обычай, упомянутый в РаШИ (где использовались растения), пишет, что без сомнения, этот обычай следует отменить, из-за «даркей Эмори».
При Хадаш, таким образом, полагает, что этот обычай, в любой форме и как бы он не проявлялся, запрещен.
Алтер Ребе (605:5) пишет, что понятие «даркей Эмори» будет сюда относиться, только если специально пришлось бы искать белых кур. (Он пишет, что предпочтительнее использовать белых кур, как говорит об этом Йешайа (1:18): «Если будут грехи ваши (красны), как кармазин, то станут белыми, как снег»). Таким образом, продолжает он, следует выбирать белых кур, только если они легкодоступны.
Каф аХаим (605:19,24) пишет, что согласно рабби Йоханану (Бава Меция 86:2), мясо курицы – самое изысканное из птиц, и также медицинские эксперты пишут, что наиболее полезные из кур – белые. А если так, то проблема с «даркей Эмори» у нас решена, т.к. сказано в Талмуде (Шабат 67:1): «Все что является полезным, к нему не относится понятие «даркей Эмори».
Причина
Капарот является «заменой» для человека (как пишет Мишна Брура (605:2), каждый человек должен представить себе, что все происходящее с курицей, должно было на самом деле случиться с ним), и это является еще одной причиной, которую предложил Элия Раба (605:8) – что капарот является искуплением за грехи человека. В этом случае, он становится похожим на обязательную жертву хатат, которую должен принести каждый человек, согрешивший по ошибке. И так как это только подобие, то запрещено брать птиц, которые годятся для принесения их на жертвеннике, чтобы это не выглядело, как будто приносят жертвы вне установленного места (Маген Авраам 605:3).
Однако Кицур Шульхан Арух (131:1) пишет, что человек не должен думать, что курица буквально является его искуплением. Она просто служит напоминанием, что все эти вещи должны были произойти с ним, таким образом, пробудив его к полной тшуве.
Алтер Ребе в Сидуре приводит другой смысл: его тайный смысл тот же, что и смысл обряда, существовавшего во времена Храма и заключавшегося в том, что в Йом Кипур брали козла и отправляли его в горы.
Отдельное искупление каждому
В Элия Раба (605:8) говорится, что два человека не могут выполнить свои «обязанности» с одной курицей. Причина в том, что капарот похож на жертвоприношение, которое принесли в качестве искупления за грехи. Таким образом, она сравнима с обязательной жертвой.
Подобная мысль упоминается в Даат Тора (605:2) с доказательством из Тосафот (Бава Кама 40:1, на слова «Кофер шалем»), что, когда два человека хотят заплатить «кофер – искупление», каждый должен платить в полном объеме, как и требуется во время искупления. Таким образом, понимаем, если мы хотим исполнить обычай капарот как следует, нужно заплатить в полном объеме за каждого человека.
Это также выходит из того, что пишет Мордехи (начало трактата Йома): нужно резать кур в соответствии с членами семьи.
Точно так же в РаШИ (который был приведен ранее), где он говорит: по одной за каждого человека.
Однако Маген Авраам (605:2) от имени Левуш говорит, что можно взять одну курицу для нескольких людей.
Мекор Хаим (605:1) разъясняет, что причина этого послабления связана с тем, что мы не находим никаких источников обычая капарот в Талмуде, это просто обычай и поэтому в некоторых случаях можно не устрожаться и взять одну для нескольких.
В Даат Тора (там же) мы находим еще одно обоснование для облегчения: поскольку вся идея капарот – это просто «добровольный дар», а не обязанность, поэтому, исполняя этот обычай, можно с кем-то скооперироваться (в отличие от обязательного жертвоприношения).
Алтер Ребе в своем Шульхан Арухе приводит оба мнения без заключения, за каким следовать. Однако в Сидуре он пишет, что капарот должно соответствовать количеству членов семьи; петухов берут для мужчин, кур – для женщин.
Каф аХаим (605:16) добавляет, что если кто-то решил использовать одну курицу для нескольких человек, следует сначала покрутить над собой, а только потом – над другим, как написано (Ваикра 16:6): «…и совершит искупление за себя и за свой дом», сначала «за себя».
Обычай беременных женщин
РаМО пишет, что для беременной женщины берут двух птиц – курицу и петуха.
Маген Авраам объясняет, что если плод мужского пола, нужен петух (в дополнение к курице для матери). Если же плод женского пола, то курицы, используемой матерью, будет достаточно для них двоих. (Это следует из вышеупомянутого постановления Маген Авраам, что два человека могут использовать одну курицу.) Но, Маген Авраам продолжает, согласно Аризалю, беременной следует взять три птицы – две курицы и одного петуха (и не опасаемся, что в утробе двойня, и даже если известно, что двойня, все равно берут петуха и двух кур – Ликутей Сихот 22 стр. 59, сноска 36).
Элия Раба объясняет это тем, что капарот сравнивается с обязательной жертвой, и поэтому дочь не может выполнить свои обязанности с той же курицей, что и ее мать, как описано выше.
Биюр аГро и Махацит аШекель считают, что для дочери отдельная курица не нужна, потому что из Талмуда понятно, что «плод [рассматривается лишь как] бедро матери». Следовательно, дочь, по законодательству, не имеет статус отдельного человека, и ей не нужно отдельной курицы.
В ответ на вопрос, почему еще не родившемуся ребенку нужен капарот (особенно в соответствии с идеей, что капарот – это искупление), Любавический Ребе объясняет (Шаарей Алаха уМинаг, Й. Д. 98), что плод не считается отдельным человеком, но с другой стороны, он меняет сущность своей матери таким образом, что сейчас для того, чтобы очиститься, ей необходимо взять и петуха и двух кур (или одну для двоих). Объяснением этому является тот факт, что при совершении чего-либо, требующего искупления, искупятся все органы человека, а у беременной женщины, в дополнение к ее органам, есть также органы плода, требующие очищения так же, как она сама. По этой причине, Ребе объясняет, что беременная женщина не может исполнять роль шушвиним под хупой, так как нужно два шушвиним, а не три.
Роль шхиты в капарот
Само собой разумеется, что основная часть капарот – это шхита (именно поэтому Шаар аКаванот (44:2) считает, что если в шхите обнаружился изъян, капарот следует повторить). Особенно, с учетом вышеупомянутой цели капарот, когда человек понимает, что все, что происходит с курицей, должно было случиться с ним.
В Шулхан Арух (там же) написано, что существует обычай проводить обряд капарот в канун Йом Кипура, чтобы зарезать курицу и т.д., так же считает Маген Авраам (605:1), а от имени Аризаля и ШЛО известно, что капарот надо делать рано утром, т.к. это время благоволения и Вс-вышний управляет миром в это время не строго, а милосердно.
Точно так же постановляет Алтер Ребе в Сидуре: согласно обычаю, петух должен быть зарезан на рассвете, т.к. в это время в мире милосердие Вс-вышнего преобладает над Его суровостью, и петуха режут для того, чтобы суровость была преодолена наверняка. Кровь его выпускают для того, чтобы умерить его жар, потому что кровь – символ суровости.
Стоит следить за тем, чтобы во время того, как все подходят с курами к шойхету, куры не видели, как режут других, так как, кроме того, что это жестокое обращение с животными, которое запрещено мудрецами, здесь есть также опасность сморщивания легких, что сделает птицу непригодной в пищу (Шульхан Арух Йоре Деа 32:14 Питхей Тшува).
Сдей Хемед однако, утверждает, что предпочтительнее выбрать для шхиты день или два до кануна Йом Кипур. Он рассуждает так: в результате большого количества желающих исполнить капарот в канун Йом Кипура, шойхет будет не в состоянии должным образом проверить свои ножи и т.д., и поэтому было бы предпочтительнее (как он сам привык делать), перенести капарот на более раннее время.
Точно так же Каф аХаим пишет, что многие неправильно воспринимали идею капарот, и что как будто искупление Йом Кипур в целом, зависит от обычая капарот, поэтому они были очень требовательны, чтобы их кур зарезали как можно быстрее, независимо от физических возможностей шойхета, в результате чего возникали вопросы относительно правильности шхиты. И в таком случае Каф аХаим говорит, что предпочтительнее совершить капарот на деньги. (Так же он объясняет кабалистическую сторону капарот: все намерение капарот это не то, чтобы отдать курицу в цдаку (хотя это тоже хорошо), а чтобы в канун Йом Кипура (йесод) склонить и смягчить суд (строгости йесода).
Похожий вывод делает Мишна Брура: тот, кто делает капарот с деньгами, также поступает верно. Но Алтер Ребе в Шульхан Арухе вообще не пишет о возможности проведения капарот с деньгами, и из этого понятно, что он не считает это правильным.
Те, кто хочет исполнить обычай со всей красотой, могут также исполнить заповедь Торы «кисуй дам» (покрытие крови), но только с разрешения шойхета, так как эта заповедь принадлежит ему. При покрытии произносят благословение «… ашер кидшану бемицвотав вецивану ал кисуй адам беафар».
В семье Ребе был обычай, что каждый, после обряда капарот, до шхиты, осуществлял над курицей подобие четырех казней, предусмотренных еврейским судом: наступал на нее чуть-чуть – подобие скилы, несильно прикасался к горлу – подобие хенек, поджигал чуть-чуть перья – подобие срефы. Ребе сразу после шхиты платил шойхету за резку.
Вышеуказанные причины (подобие жертвоприношения) являются тем, что придает такую большую важность этому обычаю, а тем более в нашем поколении, которое так отдалилось от понятия жертв, и слава Б-гу, что остался обычай, напоминающий нам о жертвоприношениях, приносимых в Храме, которые являлись искуплением для всего мира, про это в трактате Сука (55:2) сказано: «Рабби Йоханан сказал: горе народам, потерявшим и не знающим, что потеряли, тогда, когда существовал Храм, жертвенник искупал их, а кто сейчас искупает их?»; Рабби Йеошуа сказал (Ваикра Раба 1:11): «Если бы народы знали, насколько важен для них шатер откровения, то окружили бы его своими шатрами и палатками (и не отлучались бы)», и так же в Пиркей Авот (1:2) написано, что жертвоприношения – одна из трех основ, на которых стоит мир. Поэтому, настолько важен обычай капарот, так как он подготавливает человека к работе в Храме, да будет он отстроен в наши дни».
В последнее время все более распространился обычай делать капарот на деньги – в таком случае вместо «Зэ а-тарнеголь» говорят «Зэ а-кесеф йелех ле цдака» («Пусть эти деньги пойдут на благотворительные цели»), а деньги отдают бедным или в благотворительные организации. Денег в таком случае должно быть не меньше (а лучше больше) стоимости птицы, пригодной для капарота.
«Далет Амот» №12
Источник: http://sinagoga.kiev.ua