Пост 17 тамуза

Пост 17 тамуза

Мы вступили в период года, который называют «бейн а-мецарим» («в теснине»). Он начинается с поста 17 тамуза и, продолжаясь три недели, заканчивается 9 ава.

17 тамуза 68 г. н. э. римляне пробили городскую стену и ворвались в Йерушалаим. Три недели продолжались кровопролитные бои в городе, и только 9 ава был подожжен Храм. (Нужно отметить, что верхний город на горе Цион держался еще месяц и был захвачен только 8 элула.) При раскопках старого города были найдены многочисленные подтверждения упорной борьбы, в которой принимали участие даже женщины.

До наших дней этот период времени считается траурным: не устраивают свадьбы, не покупают новую одежду, не едят новые плоды.

Все началось 17 тамуза 2448 г.

(1312 г. до н. э.). Именно в этот день был отлит золотой телец, и многие из сыновей Израиля стали ему поклоняться. Трудно представить себе, как это могло произойти на сороковой день после того, как Б-г говорил с каждым, и было ясно, что нет других богов перед Его лицом! Комментаторы даже не пытаются объяснить это с точки зрения психологии и ответить на вопрос, как люди у горы Синай подменили изображением тельца Образ и Подобие, раскрывшиеся в момент дарования Торы и оставившие свой отпечаток в душах. Мы бы такого никогда не сделали!

Так ли это?

Одно то, что мы продолжаем соблюдать пост 17 тамуза, свидетельствует о нерешенной в нашем народе проблеме: до сих пор четкие представления о Б-ге не живут в каждом сердце.

Некоторые скажут: «Ну и что? Ведь суть не в том, чтобы постигать Б-га, а в том, чтобы соблюдать заповеди». Но само по себе отрицание того, что верующий человек обязан понимать свойства Б-га (например, Его единство), ведет к идолопоклонству. И кто придерживается такого мнения, уже встал на путь создания золотого тельца!

Как же так? Где он достал столько золота?

Дело в том, что идолопоклонство — это неверные представления о Б-ге. Человек молится кому-то единому, да не тому! Вот ведь незадача!

Только не нужно говорить, что мы все равно не понимаем Б-га и никогда не поймем.

Конечно, не понимаем! Более того, мы не понимаем, как устроен окружающий нас мир. Невозможность понять все не освобождает от обязанности достичь элементарного понимания и сформировать (если не полные, то, по крайней мере, не ошибочные) представления о Творце и его свойствах. Ведь никто же не скажет, что человек, не способный понять теорию относительности, не должен изучать ньютоновскую механику и имеет право отрицать закон притяжения.

Б-г Авраама, к которому мы обращаемся, абсолютен. Это легко сказать, но не так просто осознать.

В конечном итоге способность понять определяется силой души, которая представляет собой луч прямой связи с источником жизни. И если у человека эта связь не сильна, он никогда не сможет понять аспект абсолютного единства «всем своим сердцем и всей душой». Будет говорить, что понимает, а душа не примет, и это обязательно проявится в жизни.

Именно поэтому нееврейский мир изобрел для себя понятие триединства — так им легче. Гораздо труднее напрячь свои душевные силы и проникнуться тем, что пишет Рамбам: «Б-г един, и нет единства, подобного Его единству». Все в мире состоит из частей, и даже электрон — комбинация лептонов. А единство Б-га абсолютно. Он не раскладывается на составные части ни в каком смысле.

У человека должна быть простая вера. Но достичь простоты непросто. Многое люди хватаются за каббалу. Те, кто понимает ее как набор магических правил, позволяющих получать новые энергии и распределять их, будут богатыми. Почему богатыми? Потому что они уже сделали золотого тельца. Осталось только распилить его на части и распродать клиентам, чем они небезуспешно и занимаются.

Есть немалое число людей, которые говорят о творении, как об эманации (излучении). Что это такое? Они представляют себе, что в начале был только Б-г, а потом пошел свет. В свою очередь он стал более грубым и, наконец, обрел материальные формы. Моше Хаим Луццатто в своей работе «Спор» поднимает вопрос о том, как можно представить себе каббалистическое понятие «эманация». Ведь оно предполагает, что из источника существования постепенно образуются духовные миры, а затем материальные. Но это значит, что Б-г, выпускающий Сам из Себя миры, не един: миры стали его составными частями! Какой выход из положения? Только один: «Я знаю, что я не знаю».

Есть разум, и есть душа. Разуму позволено рассуждать, но он должен знать свою ограниченность и, соприкасаясь с абсолютным единством, обращаться за помощью к душе. Она дополнит его знания ощущением бесконечности и желанием устремиться к ней.

Кто попадает в разряд нарушителей заповеди «Пусть не будет у тебя богов других»? Тот, кто забывает, что любой рассказ о Б-ге не допускает буквального понимания, и все слова апеллируют не к разуму, а к душе: чтобы пробудить ее неограниченные силы. Любая конкретизация каббалистических понятий (таких как сферы, свет, энергия, колесница, эманация) приводит к неверным представлениям о Б-ге, которые могут привести к нарушению запрета идолопоклонства.

Многих волнует вопрос, а как же праведники у горы Синай? Ведь не все же плясали вокруг тельца и приносили ему жертвы. Хур, сын Мирьям и Нахшона бен Аминадава, попытался остановить идолопоклонников, и тут же был растерзан толпой. А другие? Почему они не поступили так же? Не потому что боялись (иначе какие же они праведники?), а потому что утратили веру в еврея как в субстанцию вечную и неистребимую. Они решили, что это конец: Б-г отвернется от народа и разорвет союз, а дальше — прекратит выпадать ман, и не будет воды. Гибель в пустыне. Нечего делать.

Какая же вина в том, что ситуация кажется безвыходной? Неверие в вечность избранного народа сродни идолопоклонству. Из отрицания неразрывности нашего союза с Б-гом родилось христианство, решившее подменить сыновей Израиля новым Израилем. Из неверия в то, что еврей избран от рождения, чтобы выполнять определенную роль в этом мире и не в его силах отказаться от нее (даже если он умышленно будет совершать преступления), возникло движение ассимиляции, призывавшее и призывающее нас быть, как все народы, т. е. отказаться от союза с Б-гом и по своей инициативе разорвать его. Отсутствие четких представлений о Б-ге, Его абсолютности и абсолютном единстве, примитивность восприятия еврейской мистической традиции и учения каббалы, представление о том, что можно соблюдать заповеди, не понимая основ веры, неверие в вечность союза и стремление быть, как все. Все это, к несчастью, до сих пор распространено в нашей среде. Но никто не собирается опускать руки! У нас есть душа — она несет в себе знание об Источнике жизни, и ее подменить нельзя!

Рав Зеев МЕШКОВ

Читайте також