Начиная с 1 Элула и вплоть до дня, предшествующего кануну Рош Ашана, в синагогах после завершения утренней молитвы Шахарит трубят в шофар.
Это трубление предписано не Торой, а древним обычаем.
Когда Моше в Рош Ходеш Элул поднялся на гору Синай, чтобы получить там новые скрижали Завета, евреи в своем лагере трубили в шофар, чтобы народ знал, что Моше временно поднялся на Небеса (а не покинул землю навсегда), и из-за его отсутствия не предался идолопоклонству.
В память об этом евреи и трубят в шофар с начала Элула — чтобы напомнить о том, как Моше поднимался ко Вс-вышнему, и подтвердить еще раз, что Израиль раскаялся в грехе создания «золотого тельца» и искоренил, искупил его, и потому Вс-вышний в Своей милости и дал ему новые скрижали по истечении сорока дней.
Это напоминание должно пробуждать в каждом еврее стремление к тшуве — раскаянию и возвращению к Вс-вышнему.
Трубление совершается в течение всего месяца, чтобы предупредить народ о том, что приближается День Суда, и пробудить в нем стремление к тшуве. Звук шофара оказывает особое воздействие на еврейскую душу, пробуждая ее ото сна повседневности, и как бы объявляет: «Проснитесь, спящие, от своего сна, дремлющие, от своей дремоты, всмотритесь в свои поступки и раскайтесь в грехах». Так писал Рамбам.
В канун Рош Ашана в шофар не трубят, чтобы провести линию, отделяющую трубление в Элуле, являющееся древним еврейским обычаем, введенным нашими мудрецами, от трубления в Рош Ашана, предписанного нам самой Торой.
Природа шофара такова, что в человеке, слушающем его звуки, углубляется стремление к Б-жественной истине. Шофар не только призывает нас к тшуве, но и дает нам силы для тшувы.