Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Уважаемый Рав!

У меня вопрос о максиме в иудейской традиции – нет ничего, кроме Творца.

В 1-й главе книги Берейшит несколько раз употребляется слово «бара» – «сделать из ничего», и «аса» – «сформировать».

Однако, если нет ничего, кроме Творца, напрашивается обратный вывод – всё есть Творец. Что может быть оправданием поклонения сотворённому, ведь логика простая: раз всё есть Творец, то чему ни поклоняйся, в конечном итоге будет Ему. И даже добро и зло, предположим, в недоступном пока понимании, всего лишь «правая и левая Его сторона».

Можно ли выйти из такого нехорошего затруднения, и что значит «бара» в контексте сотворения?

Роман
Ставропольский край

ОТВЕТ:

Действительно, в основе нашего, еврейского мировоззрения — слова, свидетельствующие, что нет никого, кроме Всевышнего.

Однако в Торе, Письменной и Устной, находим еще и другие фундаментальные положения. И нам надо учиться кропотливо и последовательно составлять из высказываний Всевышнего, пророков и наших Учителей цельную картину.

Например, помимо такого значимого высказывания — нет никого, кроме Него — обозначу еще два: скрытые, глубинные мысли — удел Всевышнего, открытые и понятные — удел наш и наших детей. И еще: «Мои мысли — не ваши мысли».

Из всего этого следует, что Творец мира — не познаваем. В любом случае, мы способны лишь понемногу приближаться к Нему. Не более того.

Поэтому лучше всего полагаться на проверенный опытом, надежный метод — «дать слово» Торе и нашим Учителям. За 3 тысячи лет они сумели ясно, глубоко и мудро, разъяснить то, о чем говорится в наших книгах.

От нас же требуются старания и приложение немалых усилий. И, безусловно — последовательность и в определенном смысле — непрерывность в изучении этого. То есть нельзя учиться один день, а потом забросить учебу, скажем, на три недели.

Не менее важное здесь качество — терпение. Особенно — в такой сфере, как абстрактные мысли, глубинные понятия и т.д. и т.п. И это ни в коем случае не означает потерю надежды на то, что можно расширять и углублять свои знания и представления.

А теперь — к конкретному содержанию Вашего вопроса.

В самом деле. В первой главе Торы находим слово «бара» (ударение на последнем слоге). Однако приведенный Вами перевод «сделать из ничего» — лишь одна из граней понимания этого слова. И не всегда помогает понять суть.

Скажем иначе. Глагол «бара» условно можно отнести к сфере мыслей, желаний и планов Всевышнего.

Так же и обозначенное Вами слово «аса» (ударение на втором «а»), которое Вы перевели глаголом «формировать». Это — тоже только одна из граней его понимания, и не всегда может быть полезной даже для размышлений об этом. Ибо глагол «аса», условно говоря, относится к сфере действий, изменений, создания чего-либо, применительно к Творцу.

Что касается Ваших рассуждений, которые в основном сводятся к тому, что, если нет ничего, кроме Него, то все, что есть, это Он — они одновременно и правильны и неверны. Их нужно рассматривать в контексте мыслей, высказанных в начале моего ответа, о непознаваемости Творца. О непознаваемости Его Замыслов.

По причинам, полностью известным только Ему (а нам лишь частично) — Он решил создать мир, в котором Он будет проявлять себя, как захочет и столько, сколько захочет. А нам укажет пути, как жить и действовать в этом мире. И даже — недвусмысленно намекнет на границы, за которые нам не надо выходить, и над всем, что за ними, нам не стоит ломать голову. Ибо все равно ничего не получится.

Рассуждение о том, что есть только Он, значит, все — Он, как раз — попытка попасть на территорию, куда нельзя заходить. Да и смысла в этом никакого нет. Ибо все равно это не станет ясным. Никому и никогда в нашем мире.

Здесь возникает небольшая проблема, которую тоже постараюсь как-то разрешить.

Она находит выражение в двух словах: «хочу» и «обидно».

Человеку нередко бывает обидно, когда он узнает, что что-то недоступно его пониманию. Достаточно часто у него возникает и желание — понять.

Сами по себе два этих ощущения, зачастую становятся движущей силой в процессе познания материального мира, создания неких философских и прочих концепций. И это — хорошо. Но — не всегда.

Моше Рабейну (в русском варианте — Моисей) был единственным человеком, который получил Тору (то есть знания о мире) непосредственно от Творца мира.

Почему именно он?

Это тоже может подогреть в человеке чувство обиды..

Однако в Торе находим на это конкретный и четкий ответ: потому что Моше Рабейну был самым скромным человеком на Земле. И это засвидетельствовано самим Всевышним. Стало быть, для нас это — указание. Что скромность (то есть осознание ограниченности своих познавательных возможностей) — рычаг, с помощью которого можно подняться духовно.

Это решает названные здесь проблемы и помогает нам учиться, правильно ставить вопросы и понимать ответы на них.

Автор текста Элиягу Эссас

Источник: http://evrey.com