Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Шалом, рав.

У нас есть нож, который был для мяса. Сегодня мы мясо почти не едим, и нам хватает других мясных ножей. Этот хотелось бы сделать парвеным.

Как это сделать? И можно ли вообще это сделать?

Заранее благодарен.

Борис
Ноф а-Галиль

ОТВЕТ:

Рассмотрим заданную Вами тему в более широком плане.

Проблемы, подобные Вашей, время от времени возникают в быту многих еврейских семей. У людей меняются обстоятельства. Например, в семье предпочитали мясные и рыбные блюда. Но вот — родился ребенок, и появилась необходимость варить молочные каши. Или же наоборот, ребенок подрос, и молочные кастрюли, половник, ложки и т.п. — перестали быть в доме предметами первой необходимости.

Бывает, как в Вашем случае, люди переходят на более здоровое питание и существенно сокращают в своем рационе потребление мяса. Соответственно, часть мясной посуды становится ненужной. А вместе с тем — и потребность в дополнительной кухонной утвари с назначением «парве».

Как правильно поступить в этих случаях: купить новое, или же — изменить назначение уже имеющихся ножей и кастрюль, к которым в доме успели привыкнуть?

Прежде всего,отмечу, что изменить статус предметов кухонной утвари на противоположный (с молочного на мясной, или наоборот) можно только при условии, что они поддаются кашерованию. Поэтому, скажем, эмалированные кастрюли, сковородки с тефлоновым покрытием, металлические ножи с деревянными ручками и т.п. — навечно останутся в своем изначальном статусе (то есть сделать молочной, допустим, тефлоновую сковородку, использовавшуюся для приготовления мясных блюд — нет возможности).

Что же касается кухонных предметов, подлежащих кашерованию — нам при определенных условиях разрешается менять их прежний статус.

Если хозяин кухни принадлежит к общине восточных евреев (сефарды) и придерживается обычаев этой общине — для него перевод посуды из одного статуса в другой будет сравнительно легким.

Возьмем, к примеру, нож (именно о нем Вы и спрашиваете). Его нужно как следует очистить от остатков пищи и жира и тщательно вымыть, используя моющие средства. Затем сутки (24 часа) им не пользоваться. По истечение этого срока делают hагалу.

На плиту ставят кастрюлю с водой, объем воды в кастрюле должен не менее чем в 60 раз превышать размер ножа. В воду желательно добавить моющее средство и дождаться пока вода закипит. В кипящую воду нужно опустить нож, через короткое время достать его и промыть холодной водой.

С этой минуты нож считается парве и переводится в соответствующий отдел кухни для дальнейшего несения службы.

Тем же методом производят «обнуление статуса» (перевод в парве) любого другого кухонного предмета (подлежащего кашерованию).

Заметим, попутно, что в случаях, если в hагале нуждается кастрюля больших размеров, и в нашем распоряжении нет еще большей емкости, в которую эту кастрюлю можно было бы окунуть — приходится поступать следующим образом.

Кастрюлю, которая прошла все стадии предварительной подготовки, ставят на плиту и доверху наливают в нее воду, желательно — с добавлением моющего средства. Ждут, пока вода закипит (следует убедиться, что она кипит по всей поверхности). Затем раскаляют металлический брусок или камень, и погружают его в нашу кастрюлю с кипящей водой — с тем, чтобы кипяток выплеснулся наружу и стек по внешним стенкам кастрюли.

После этого оставшуюся горячую воду выливают, и кастрюлю ставят под холодную воду. С этого момента кастрюля имеет статус парве.

Если же кухней владеет еврей, причисляющий себя к ашкеназской общине — ему не так просто получить разрешение на перевод кастрюли (или любого другого кухонного предмета) из одного отдела кухни в другой.

У ашкеназских евреев не принято (не разрешается) делать hагалу, чтобы мясную ложку превратить в молочную или наоборот.

Дело в том, что пользуясь посудой, человек (как указано выше) к ней привыкает, привыкает к ее статусу. Так, например, попользовавшись несколько лет половником в качестве мясного, потом, сделав его молочным — человек рискует, автоматически погрузить его в кастрюлю с куриным бульоном.

Поступить так может и кто-то из домочадцев, кто не знал или забыл об изменении статуса мясного половника.

Чтобы предотвратить подобные «аварии» на кухне, евреи, придерживающиеся ашкеназских обычаев, стараются не менять статус посуды без веских на то оснований.

Какие же основания считаются достаточно вескими?

Перед Песахом разрешено кашеровать посуду, используемую в течение года, чтобы сделать ее кошерной на Песах. Посуда, прошедшая процесс кашерования, становится парве и в дальнейшем ей можно придать любой статус.

Ее,кстати сказать, совершенно не обязательно использовать в Песах.

Другой вариант, когда Вам, допустим, подарили мясной нож, а вам не нужен мясной, вам необходим молочный. Тогда у вас есть полное право, откашеровать нож и изменить его статус.

Третий вариант — когда Вы случайно сделали некашерной, например, ложку. После кашерования вы не обязаны возвращать ей прежний статус, но можете сделать ее на ваше усмотрение либо мясной, либо молочной, либо оставить парве.

И наконец, если какой-либо предмет из кухонной утвари несколько лет не использовался — это тоже считается веским основанием для того, чтобы изменить его статус на противоположный.

Теперь вернемся к Вашему мясному ножу.

Если Вы следуете обычаям восточных евреев, Вы можете без всяких проблем, тщательно вымыв и вычистив нож, через 24 часа сделать ему hагалу и дальше использовать его в качестве паревного.

Но если вы относите себя к общине ашкеназских евреев —Вам следует дождаться Песаха и накануне праздника откашеровать нож.

Если же ваш нож несколько лет не использовался — можно не тянуть время и приступить к кошерованию хоть завтра.

Автор текста Мордехай Вейц

Источник: http://evrey.com