Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Уважаемый ребе!

Что выбрать — любавический хасидизм или обще-харедимный?

Robertas Kaminkas
Peterborough, England

ОТВЕТ:

В контексте Вашего вопроса следует рассмотреть в еврейской среде две основные группы.

Одна — это нормативные евреи, которые стараются соблюдать законы, сформулированные в Шульхан Арухе.

Вторая — евреи, которые к этому не стремятся.

Евреев первой группы обычно называют религиозными, второй — светскими.

И Любавический хасидизм (ХАБАД) и харедимные евреи относятся к первой группе. И я никогда не берусь рекомендовать, какое именно направление в этой группе лучше выбрать.

Советую не торопиться и как следует присмотреться к каждой из обозначенных Вами подгрупп.

Отмечу очень важную деталь.

В среде религиозных евреев существуют сотни, а может — и тысячи способов, позволяющих выстроить по-настоящему еврейский образ жизни. И все это зависит, как правило, от «цвета» (назовем это так) конкретной общины.

Можно, конечно же, говорить о том, какой путь ближе к основному понятию в нашей традиции — Тикун Олам (исправление поломок в духовных мирах, которые образовались еще до Сотворения мира). Однако дискуссии на данную тему обычно — бесплодны, а нередко — и очень вредны. Ибо развивают в людях недостойное качество — синат хинам (ненависть одного еврея к другому).

Опасаясь допустить подобную ошибку — стараюсь избегать сравнительного анализа разных нормативных религиозных общин. Хотя у меня, разумеется, есть на этот счет свои, достаточно четко сформулированные взгляды.

Здесь подчеркну лишь одно — самое важное. Это — кибуд хахамим (уважение к Учителям Торы). Это правило в нашей традиции считается — неукоснительным.

Когда два Учителя открывают перед нами разные грани Истины — нам не следует вставать на одну из сторон, утверждая, что лишь на этой стороне Истина, а на другой — нет.

Настоятельно рекомендую воспитывать в себе глубокое осознание этого принципа. И во всех случаях, когда появляется внутреннее отторжение какого-либо высказывания кого-то из наших Учителей — разрешается (и даже рекомендуется) сказать: «Я еще не удостоился постижения глубин этих разногласий».

Такой подход к делу позволяет избежать ошибки, провоцирующей возникновение синат хинам.

Надеюсь, мне удалось прояснить, почему я никогда не даю рекомендаций по выбору той или иной общины, которой руководят нормативные евреи.

Автор текста Элиягу Эссас

Источник: http://evrey.com