Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Вопрос:

Здравствуйте, уважаемый Ребе.

У меня несколько вопросов касательно Змея.

1) Почему нет подробностей знакомства Нахаша и Хавы, и весь диалог начался сразу касательно дерева, будто они знакомы уже?

2) Созвучие слов Нахаш, Нешама, Нефеш имеет какую-либо логику, может это еще одна часть души?

Динар Ягфаров, Набережные Челны, Россия

Ответ:

Вопросы, подобные тем, что Вы задаете в своем письме, нередко возникают у людей на начальном этапе знакомства с нашими книгами. В том числе — с Пятикнижием и т.д.

Конечно же, первые главы книги Торы Берешит особенно поражают воображение. И, как правило, появляется желание больше узнать об Адаме и обо всем, что с ним связано. О Нахаше (Змей), о жизни в ГанЭдене (в условном переводе — «рай»). И т.д. и т.п.

При этом создаются неверные (что вполне естественно) предпосылки.

Первая из них — когда человек, читая о Сотворении мира, об Адаме и Хаве, представляет себе какие-то фантастические картины. И, не отдавая себе в этом отчет — попадает в некие «тупиковые переулки». По одной простой и вполне очевидной причине: его интерес к тому, как происходило зарождение мира, пока еще, так сказать — «не созрел», а устремленность к освоению новых знаний направлена не в ту сторону.

Он не понимает, что формулировать вопросы обо всем этом он не в состоянии до тех пор, пока не выстроит свою жизнь по законам Торы. Пока не приобретет на этом пути навыки и опыт, в том числе — навыки и опыт в изучении наших книг. В тех их разделах, которые доступны человеческому пониманию и основаны на практике жизни.

Вторая неверная предпосылка — представление, что Тора, в том числе, первые главы книги Берешит — это некое художественное произведение, в котором описываются обычные (в земном понимании) люди и объекты окружающего нас бытового «пространства».

Отсюда и желание узнать, например — когда и как Нахаш познакомился с Хавой и т.д. и т.п.

Воспользуюсь текстом Вашего письма, чтобы проиллюстрировать и разъяснить свою мысль. А главное — подвести неопытного читателя к осознанию, что и другие подобные «сюжеты», описанные, к примеру, в первых главах книги Берешит, нельзя анализировать с привычных позиций, с которых оценивают художественные произведения.

Возьмем, допустим, Нахаша.

Перед нами — не герой сказок или романов, но — сила духовного порядка, созданная Всевышним, генерирующая в человеке те или иные неправильные желания и побуждения.

В наших книгах она обозначена понятием йецер hа-ра (в условном переводе — «дурное начало»).

Если с такой точки зрения рассматривать то, о чем говорится в Торе, вопрос, когда Нахаш познакомился с Хавой — сразу же отпадает.

В заключение — о Вашем втором предположении.

Слова Нахаш, нефеш и нешама — не имеют общего корня. Хотя в их составе и есть одинаковые буквы и, несмотря на то, что на слух в них улавливается некое созвучие.

В расширение темы — см. на сайте, к примеру, ответы «Сатана и его место в иудаизме», «Зачем же, все-таки, было создано Древо познания Добра и Зла?» и «Как по-современному называется место, где был сотворен Адам?» — с ответами, которые обозначены в нем ссылками.

Автор текста Элиягу Эссас

Источник http://evrey.com/