РОШ А-ШАНА

РОШ А-ШАНА

Рош а-Шана предоставляет человеку множество прекрасных духовных возможностей. В этой статье вы найдете дополнительную информацию о Рош а-Шана, его символах и традициях...

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

Рош а-Шана предоставляет человеку множество прекрасных духовных возможностей.

В этой статье вы найдете дополнительную информацию о Рош а-Шана, его символах и традициях...

Ключевой момент подготовки к Рош а-Шана - просьба о прощении, с которой человек обращается ко всем, кого он мог обидеть в течение заканчивающегося года. По мере возможности мы должны начать новый год с «чистого листа», так, чтобы никто из окружающих не таил на нас злобу. Кроме того, человек должен быть готов с легким сердцем прощать тех, кто в свою очередь попросит извинения у него.

Многие после полудня накануне Рош а-Шана идут в микву. Миква, обладающая силой смывать с человека некоторые виды духовной нечистоты, может стать важной частью процесса тшувы.

Существует обычай утром в Рош а-Шана посещать кладбище и молиться на могилах праведников. Разумеется, мы молимся не самими добродетельным и благочестивым усопшим, а Всевышнему, Который внимает нашим просьбам в честь этих праведников.

Утром, накануне Рош а-Шана, освобождаются от обетов. Для этого существует особая процедура, которая называется - ѓатарат недарим.

По законам Торы, даже обычная фраза - «Не буду больше есть сладкое» считается полноценной клятвой. Поэтому перед Рош а-Шана мы отменяем все без исключения обещания - данные намеренно и случайно, без умысла.

Для этого нужно предстать перед тремя взрослыми мужчинами, среди которых хотя бы один знает правила проведения это процедуры, и попросить их освободить вас от данных обетов. Полный текст можно найти в сборнике молитв (сидуре) или - в Махзоре на Рош а-Шана.

ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ

Во время праздников принято использовать круглую халу - олицетворение полноты и завершенности. После благословения на хлеб, его макают в мед, что символизирует надежду, что новый год будет сладким.

Когда большая часть куска хлеба съедена, берут кусок яблока и тоже обмакивают его в мед.

Перед тем как съесть этот кусок яблока, следует сказать благословение. А после того надо произнести: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы новый год был для нас добрым и сладким».

Зачем нужен этот «повтор»? Разве слово «добрый» не подразумевает - «сладкий»?

Еврейская традиция учит нас, что все происходит к лучшему. Все - часть Замысла Всевышнего. Даже то, что может показаться нам «плохим», на самом деле несет в себе добро. Мы знаем: все, что случится в новом году, пойдет нам на благо. Однако в дополнение к этому мы просим Творца даровать нам «сладкий» новый год - чтобы добро, ожидающее нас впереди, было «явным» и «сладким» на вкус.

В праздничный день Рош а-Шана, читая Биркат а-Мазон (благословение после еды), мы добавляем вставку - Яале ве-яво.

СИМВОЛЫ ПРАЗДНИЧНОЙ ТРАПЕЗЫ

Во время праздничной трапезы в Рош а-Шана полагается съесть определенные продукты, символизирующие то хорошее, которое мы надеемся обрести в новом году. Размышляя над тем, что олицетворяют собой эти продукты, мы как бы соединяемся с самим Источником добра.

Символика этих продуктов основана на игре их ивритских названий, которая связана с определенной надеждой, которую нам хочется осуществить в новом году.

Приведем взятый из Талмуда и сокращенный список таких продуктов-символов:

1. Лук порей. Съев это, надо произнести: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы недруги наши были отсечены».

2. Свекла. Съев немного свеклы, мы произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не стало у нас противников».

3. Финики. Съев финик, произносят: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы враги наши исчезли с лица земли».

4. Морковь. Съев немного моркови, произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не было приговора против нас и чтоб заслуги наши были зачитаны пред Тобою».

5. Гранат. Съев зернышки граната, произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы умножились наши заслуги как зерна граната».

6. Голова рыбы (или барана). Съев кусочек, произнесите: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы были мы были во главе, а не в хвосте».

К празднику готовят, конечно же, и другие блюда. Главное, чтобы трапеза была вкусной и разнообразной.

МОЛИТВЫ В РОШ А-ШАНА

Во время праздника Рош а-Шана читают много специальных молитв, поэтому они собраны в отдельном молитвеннике - Махзоре.

В Амиде и вечернем Кидуше в Рош а-Шана мы произносим фразу «йом теруа...» (день трубления). Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, и поэтому в этот день не трубят, вместо этого произносят «зихрон теруа...» (память о трублении)

В Рош а-Шана читают Авину Малкейну (Отец наш...). Однако, если праздник совпадает с шаббатом эту молитву не читают.

В Дни Трепета для Ковчега Завета используется покрытие белого цвета. Это означает, что наши «ошибки будут обелены».

Хазана (кантора) для праздников выбирают, руководствуясь не только его вокальными данными. В идеале это должен быть мужчина старше 30 лет, соблюдающий законы Торы, скромный и женатый. Образованный человек моложе 30 лет, обладающий другими достоинствами, так же может исполнять обязанности хазана.

ШОФАР

Очень важная заповедь - слушать в Рош а-Шана звуки шофара. В шофар трубят утром - после чтения Торы.

Тора обязывает человека выслушать, как минимум, тридцать звуковых «серий». Принято производить трубление трех видов: протяжные - ткия, напоминающие плач звуки - шварим; короткие, отрывистые - труа.

Каждая серия начинается и кончается долгим и протяжным звуком ткиа. И повторяется по три раза. В целом производится тридцать трублений, необходимых для того, чтобы уничтожить любые сомнения относительно исполнения заповеди Торы.

Человек, трубящий в шофар, должен делать это стоя. Необходимо проинструктировать его о том, что перед самым началом трубления он должен взять на себя обязанность выполнить данную заповедь за всех присутствующих. В то же время все слушающие шофар должны сосредоточиться на выполнении заповеди.

Перед трублением произносят два благословения: «Услышать звук шофара...» и Шегехеяну.... После того, как благословения прочитаны, никто не произносит ни слова до окончания трубления в шофар.

Шофар слушают не только мужчины, но - женщины и дети.

Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, трубление в шофар не производится.

Шофар для Рош а-Шана делают из загнутого бараньего рога (в длину - не менее 10 сантиметров).

Мусаф на Рош а-Шана включает в себя три особых благословения: Малхийот - хвалы, возносимые Всевышнему, Зихронот - обращение к Творцу с просьбой впомнить о заслугах наших предков, и Шофарот - о трублении в шофар и об исправлении наших поступков. Пока хазан повторяет их, производится тридцать дополнительных трублений в шофар в различных комбинациях.

В конце службы принято трубить в шофар 40 раз. Таким образом, общее количество трублений достигает ста. Согласно традиции, самый последний звук (носящий название ткиа гдола) должен быть длиннее остальных.

ТАШЛИХ

После полудня в Рош а-Шана, произносится молитва Ташлих. Ее читают около водоема, причем, желательно, чтобы в нем водилась рыба.

Это - символ избавления от ошибок. Разумеется, наивно полагать, что, вывернув карманы, можно вытряхнуть из них свои грехи. Это действие в еврейской традиции подразумевает глубокий самоанализ и горячее желание изменить себя к лучшему. В сущности, идея Ташлиха частично связана с Мидрашем, в котором говорится об Аврааме. Когда Авраам поднимался, чтобы вознести Ицхака в Небеса, перед ним внезапно возникла река, и ему пришлось перейти ее вброд, хотя вода доходила ему до самого подбородка.

Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, Ташлих произносят на следующий день. Если Ташлих не был совершен в Рош а-Шана, его можно прочесть в любое время - в течение Десяти Дней Покаяния.

И вода, и рыба здесь имеют особый смысл. Вода считается символом Торы. Подобно рыбе, которая не может жить без воды, еврей не способен жить без Торы.

Кроме того, глаза рыбы никогда не закрываются, и это напоминает нам, что «глаза» Всевышнего - постоянно открыты. Он знает каждое наше движение, каждую мысль.

Текст Ташлиха:

Кто есть Всевышний, подобно Тебе, прощающий беззаконие и не вменяющий в вину проступок остатку Своего наследия? Он не держит вечно гнева своего, ибо Он желает творить благодеяния. Он вновь умилосердится над нами, подавит беззакония наши и бросит в пучины морские все наши грехи.

Даруй же верность Яакову, милость - Аврааму, как Ты клялся нашим отцам с давних времен.

Из теснины воззвал я к Превечному, и Он ответил мне привольем. Творец со мной, я не страшусь, что сделает мне человек. Он со мной среди помогающих мне, и я без страха буду смотреть на ненавистников моих. Лучше уповать на Всевышнего, чем полагаться на человека. Лучше уповать на Всевышнего, чем полагаться на знатных.

Многие так же читают псалмы 34 и 131.

Раввин Моше Лазерус

Читайте також

Найпопулярніше
Воины Израиля — дорога славы
ЗАПОРОЖЬЕ. Первые дни 2021г.
КРИВОЙ РОГ. Праздник Суккот в подростковом клубе Be Jewish
Актуальне
Косів, що має лицарське коріння, розташований на берегах Рибниці та володіє музеєм, присвяченим своїй історії (ФОТО, ВІДЕО).
Відверті зображення, складна історія та критичні висловлювання щодо України: хто така конгресвумен Анна Луна, яка "атакувала" Зеленського (фото)
За інформацію про його вбивць обіцяли винагороду в мільйон доларів: як виглядає могила дніпровського підприємця Аксельрода.
Теги