АНАТЕВКА. В поселке для еврейских беженцев кипит жизнь

АНАТЕВКА. В поселке для еврейских беженцев кипит жизнь

150 евреев, лишившихся крова во время войны в Украине, живут теперь в местечке Анатовка (Анатевка). Об их буднях и занятиях рассказывает специальный корреспондент "Едиот ахронот" и Ynet в Украине Эдуард Докс

Украинская деревня Анатовка (на украинском - Анатевка), известная всему миру по бессмертному произведению Шолом-Алейхема "Тевье-молочник", живет и процветает. Вот уже 5 лет это не литературная фантазия великого еврейского писателя, а реально существующий населенный пункт.

Пять с половиной лет назад главный раввин Украины Моше-Реувен Асман основал новый поселок для еврейских беженцев из объятой войной Восточной Украины (Донецкая и Луганская области). Новое поселение Асман назвал Анатовка. Это название хорошо знакомо всем, кто читал повесть "Тевье-молочник" Шолом-Алейхема или смотрел популярный мюзикл "Скрипач на крыше". Сегодня в деревне проживают 150 человек, а в ближайшие месяцы к ним присоединятся еще 150 еврейских беженцев.

Раввин Асман, мечтавший о создании подобного места, с волнением рассказывает о детях, которые родились в Анатовке, а также о еврейских детях из Киева, приезжающих в деревню для обучения в местной школе. "Я горжусь не только тем, что мы смогли спасти людей, потерявших буквально все, но и тем, что мы сделали это самым достойным образом, - говорит Асман. - У нас даже столовая выглядит, как ресторан. Беженцы покинули насиженные места, потеряв имущество, без копейки денег, без одежды. А сегодня они помогают другим людям. Они шьют больничную одежду, готовят еду для других людей, производят мезузы и сувениры, пользующиеся большим спросом".


В мастерской по изготовлению сувениров
(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)

Из Киева до нового поселка можно добраться на такси всего за 40 минут. В 2015 году здесь состоялась церемония закладки первого камня. А теперь это уютный поселок: новые дома, три школы, в которых получают знания 350 детей - более 200 в общеобразовательной школе и около 70 в школе "Талмуд-Тора". Есть также и школа для девочек. А скоро, по словам раввина Асмана, в Анатовку переедет детский дом из города Ирпень.

"Вот это трехэтажное здание - самый большой хедер ("Талмуд-Тора" и одновременно маленькая йешива) в Украине, - объясняет Асман. - Мальчики получают тут ультраортодоксальное образование с использованием самых современных технологий. Немало времени уделяется изучению английского языка и компьютерных дисциплин".

Обычная деревня

В деревне живет сын Асмана, 28-летний раввин Шмуэль Асман, отвечающий за систему образования в Анатовке. К нему обращаются за помощью сотни еврейских беженцев. В деревне есть даже местная телестудия - Anatevka TV. Шмуэль с волнением показывает мне новую синагогу, построенную в сельском стиле. "Мы построили деревянную синагогу, чтобы воссоздать пасторальную атмосферу эпохи Тевье-молочника", - объясняет он.

Неподалеку от синагоги расположен реабилитационный центр. "Недавно мы приняли на работу еврейского врача из Луганска. Центр используется для реабилитации пожилых людей, здесь работают со стариками, есть и занятия для детей, - рассказывает Шмуэль. - В шабат в нем устраивают трапезу для беженцев, у которых нет семьи. Однако сейчас из-за эпидемии им доставляют еду прямо домой".

В общеобразовательной школе учатся дети из светских семей, но "в духе еврейских ценностей". Младший раввин Асман говорит, что многие из выпускников анатовской школы репатриировались в Израиль, отслужили в армии и создали там свои семьи.


Памятник евреям, погибшим в Холокосте и на фронтах Второй мировой войны
(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)

В центре поселка стоит памятник евреям, погибшим в Холокосте и на фронтах Второй мировой войны. "Кав-хей бе-ияр - ивритская дата победы над нацистской Германией, которую в странах бывшего СССР отмечают 9 мая", - объясняет рав Шмуэль. Неподалеку находится могила еврейского цадика Мордехая Тверского, известного как Чернобыльский магид, основателя чернобыльской хасидской династии. "Очень символично, что мы основали еврейскую деревню вблизи от могилы цадика", - считает Шмуэль Асман.

Беженцы производят мезузы и дрейдлы


Каждому в деревне найдется занятие
(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)

Но больше всего раввин Шмуэль Асман любит мастерскую по производству предметов иудаики (но не только). 53-летний Пинхас Чепурной гравирует ручки пуримских трещток (раашаним). 12 лет он работал начальником производства на крупном заводе в Луганске. В разгар войны местный раввин сумел вывезти из города большую группу евреев. Долгое время они жили в летних лагерях. Когда в 2015 году им предложили переехать в недавно построенное жилье в Анатовке, они так и поступили. "Так повезло немногим, - рассказывает Чепурной. - Мы получили и жилье, и работу, которая нам нравится.

Хотя зарплата небольшая, на нее можно прожить". Недавно Чепурной прошел обряд брит-мила. У его сына, живущего в Одессе, скоро будет еврейская свадьба.

Другой еврейский беженец, 58-летний Сергей, проявил незаурядный талант в оформлении мезуз. "Я всегда хочу довести свои мезузы до совершенства", - рассказывает он.


Мезузы из Анатовки
(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)

"Я случайно увидел, как Сергей создает красивейшие модели кораблей, - говорит раввин Шмуэль. - И понял, что у него золотые руки. Он просто растрачивает себя впустую на строительных работах". Жена Сергея, Елена, была директором детского дома в Луганске. Когда началась война, семья стала жить детском доме, чтобы прокормить своих детей.

Мы жили там, пока нам не отключили воду


В мастерской в Анатовке
(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)

Некоторые друзья Сергея погибли у него на глазах. "Жить там стало по-настоящему опасно. Ты идешь на рынок и не знаешь, вернешься ли обратно. Мы оставались в городе до тех пор, пока нам не отключили воду. И тогда раввин Луганска Шалом Гопин сумел вывезти нас с детьми через блокпосты и огневые точки. Позднее, когда мы уже находились за пределами Восточной Украины, нас познакомили с раввином Асманом. Вначале у нас не было инструментов - только нож и дрель. Потом раввин Асман предоставил нам мастерскую. Она расположена в прекрасном месте - как раз между синагогой и могилой цадика".

Раввин Моше Реувен Асман называет Анатовку чудом. "Мы сумели построить наш поселок всего за пять с половиной лет. Мы словно вдохнули новую жизнь в еврейское местечко из произведений Шолом-Алейхема, - с городостью говорит он. - Вначале люди жили в общежитиях, а потом переехали в свои просторные квартиры. Строительство в поселке продолжается".

הרב משה ראובן אוסמן חליפות מגן לנציג בית החולים
Раввин Моше-Реувен Асман передает представителю больницы медодежду
(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман )

Сейчас в Анатовке возводятся три новых здания. Раввин Асман приобрел дополнительные участки. "Мы помогаем не только евреям, - говорит он. - В разгар эпидемии мы открыли пошивочные мастерские и начали выполнять заказы украинских больниц. Оказалось, что среди беженцев есть немало профессиональных портных. Мы передали больницам около 20.000 единиц медицинской одежды. Мы отправляли в разные города маски и санитайзер. В канун праздника Рош ха-Шана мы перевели в Умань 100.000 долларов на строительство лаборатории, где будут делать анализы на коронавирус".

Большие планы в туристической сфере


Туристам в Анатовке будет тоже интересно
(Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)

Супруга раввина Асмана, Хана, говорит, что ее миссия заключается в "создании Эрец-Исраэль в Украине". У них большие планы на Анатовку, включая и туристический бизнес. "Я представляю себе Анатовку, как этакий остров еврейской жизни в Украине, где гармонично сочетается духовное и материальное, - говорит рабанит Асман. - Мы не хотим, чтобы Анатовка была закрытым местом. Сюда могут приезжать евреи - работать и изучать Тору. А туристы смогут посещать местечко, чтобы вкусно поесть, отдохнуть, познакомиться с еврейской культурой - например, провести здесь шабат".

Источник: http://sinagoga.kiev.ua

Читайте також