Месяц адар — его название происходит от древнееврейского слова «адир» — «сила». Считается, что этот месяц приносит евреям удачу. «Его мазаль (удача) исполнена силы», — говорят наши мудрецы.
«Когда приходит адар, мы преисполняемся радостью». Неслучайно именно в это время отмечается праздник Пурим, который напоминает о том, как горе для евреев обратилось в радость. Поэтому Пурим символизирует наивысшую радость, это самый радостный день в году. Вообще, еврейский календарный год начинается с радости спасения в Песах (месяц нисан — первый месяц года) и завершается праздником радости — Пуримом. Так что «ликованию нет предела».
Иногда адар называют также «беременным» месяцем. Дело в том, что семь из девятнадцати лет по еврейскому календарю — високосные, как бы «беременные» дополнительным месяцем адар (адаром вторым). Причем когда в году бывает два месяца адар, то Пурим празднуется во втором. Так поступают, чтобы связать спасение в Пурим со спасением в Песах. Ведь суть адара и Пурима состоит в том, что «конец заложен в начале». Этот год, 5771-й по еврейскому летоисчислению, как раз является високосным, поэтому нас ждет месяц адар-бэт с Пуримом.
Символами месяца адар принято считать: букву — «куф», знак зодиака — Рыбы (дагим), колено Израиля — Нафтали, чувство — смех (цхок), орган — селезенку (тхол).
Буква «куф»
Буква «куф» символизирует обезьяну (коф), это символ радости месяца адар. «Как обезьяна с лицом человека», «куф» также символизирует маскарад, который принято устраивать в праздник Пурим. Перед тем как явить чудо на Пурим, Всевышний «утаил Свое лицо» от сынов Израиля (книга Эстер, в которой изложена история Пурима, — единственная книга Святого Писания, где имя Всевышнего ни разу не упоминается). Когда человек прячет собственное лицо и притворяется другим, он раскрывает свою истинную сущность. В Пурим мы достигаем состояния «непостижимого». Зачастую человек не осознает сам себя. Но когда скрывается сама его сущность, она возрождается заново. Слово «куф» также означает «игольное ушко». Наши мудрецы говорят, что даже в самом фантастическом сне мы не можем увидеть слона, пролезающего сквозь игольное ушко. Но в Пурим можно почувствовать то, что в Каббале и учении хасидизма символизирует бесконечную сущность непознаваемого света Всевышнего, который входит в конечный контекст материальной реальности и полностью раскрывается в еврейской душе.
Знак зодиака Рыбы (дагим)
Рыбы, как известно, обитают в море, которое относится к «скрытому миру». Душа Израиля также подобна рыбе, которая плавает в водах Торы. Истинная сущность и судьба Израиля скрыта в этом мире. Пурим раскрывает истинную сущность Израиля, открывает нам грядущий мир — чудо праздника знаменует воскрешение в грядущем мире.
Слово «даг» (единственное число слова «дагим») означает «тикун» (очищение) от «дааг» (волноваться). В Танахе слово «рыба» (даг) появляется всего один раз и пишется как «дааг». Во времена пророка Нехемии некоторые евреи осквернили священный день Шаббата тем, что продавали рыбу на иерусалимском рынке. Эта рыба стала источником постоянного беспокойства для нарушивших Закон торговцев и для их кошелька. В Пурим же, напротив, рыба превратила все беспокойства и тревоги людей в радость спасения при возрождении новой сущности человека.
Колено Нафтали
В Каббале имя Нафтали состоит из двух слов: «нофет» + «ли», что значит «сладко мне». В праздник Пурим существует заповедь пить вино до достижения состояния «несознания». Это находит отражение в следующих словах мудрецов: «Каждый в Пурим должен напиться так, чтобы не видеть различий между словосочетаниями »да будет проклят Аман« и »благословен Мордехай«. Так выражается радость и смех на уровне Нафтали — «нофет ли».
Наш отец Яаков благословил своего сына Нафтали: «Нафтали — олень-посланник, говорящий красивыми словами». Эти «красивые слова» Нафтали рождают радость и смех у всех, кто их слышит. В конце Торы Моше благословляет Нафтали: «Воля Нафтали исполнена…» В учении хасидизма дается объяснение, что «выполненная воля» (сева рацон) относится к внутреннему «кетер», когда человек чувствует только абсолютный восторг и не желает ничего, что находится вне его.
Три буквы, составляющие имя Аман, представляют шесть комбинаций. Аман («hей» — 5, «мем» — 40, «нун» — 50) равно 95; 95 умножить на 6 равняется 570 — «раша» («рейш» — 200, «шин» — 300, «айн» — 70), что значит «грешник», поэтому Амана называют «Амен раша». Но 570 равно также гематрии — числовому значению — слова Нафтали («нун» — 50, «фей» — 80, «тав» — 400, «ламед» — 30, «йод» — 10), который радуется и смеется, играя с шестью изменениями Амана. В Каббале сказано, что «красноречие» Нафтали отражает его мудрость и способность играть словами (а также исследовать гематрии). Выражение «Будь проклят Аман» равняется 502 и значит «барух Мордехай» («благословен будь Мордехай»). И в этом состоит самая «радостная игра» (шаашуа) изучения Торы.
Чувство смеха (цхок)
Смех выражает свободу и радость — радость, подобную тому, когда человек видит, как свет пронзает тьму. Это называется «возникновением света из тьмы» и напоминает чудо Пурима. В Торе это чувство выражается в имени Ицхака, которого родила Сара (его имя происходит от слова «цхок»): «Всевышний заставил меня смеяться, и кто слышит, смейтесь со мной». Сара родила Ицхака в 90 лет, а Аврааму было уже 100, причем до этого она была бесплодна, но увидела чудо и свет Всевышнего, исходящий из полной темноты. Слово «бесплодна» (хашуха) на иврите состоит из тех же букв (в том же порядке), что и слово «тьма» (хошех). Слово же Пурим образовано от «пру» — «плодитесь и размножайтесь». Для Ицхака смех выражен в Торе следующим образом: «страх Ицхака». Страх как источник благоговения перед Всевышним. Это также можно прочесть как «страх будет смеяться» — суть страха станет причиной смеха. Во время Пурима страх перед указом Амана переходит в бурный радостный смех.
Орган селезенка (тхол)
Наши мудрецы особо отмечают, что «селезенка смеется». На первый взгляд это довольно странно, так как селезенка символизирует едкость — «черный юмор», источник угнетенного состояния духа и отчаяния. Но, как мы говорили выше, все, что связано с месяцем адар и Пуримом, носит парадоксальный характер, ибо все происходящее исходит от «неосознанного» и представляет собой суть экзистенциальной трансформации. С точки зрения «методологии» в Торе это объясняется способностью к изменениям. Что же касается «черного юмора» (мара шехора), то с помощью тех же букв можно написать слова «хирхур самех» — «радостная мысль». Вот уж поистине самая смешная шутка!