Евреи мира празднуют Пурим — самый веселый еврейский праздник. Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получил название от ивритского слова «пур», что означает «жребий». Тогда день 13 адара должен был стать трагичным в судьбе древних евреев, но усиленные молитвы и пост полностью изменили злой рок: евреев чудесным образом спас Всевышний, а их врагов — жестоко покарал.
С тех пор два дня после этой даты стали днями празднования и пира, в еврейских общинах проводятся театрализованные представления, карнавальные шествия, принято посылать знакомым праздничное угощение. Пекут маленькие треугольные пирожки с джемом, они называются гоменташи (уши Амана).
Хотя к вину в еврейской традиции отношение сдержанное, именно про этот день принято многократно подымать бокалы — так, чтобы не отличать «проклятий Амана» от «благословений Мордехая».
В канун праздника в синагогах читают «Свиток Эстер» и при каждом упоминании имени Амана стучат трещотками. Не забывают и о благотворительности: в эти дни детям и малоимущим принято дарить подарки, проведывать тех, с кем давно не виделись и не общались.
Эпицентром праздника в Киеве станет один из престижных залов столицы — Центральная синагога Бродского соберет здесь сотни представителей еврейской общины для праздника.
История праздника
С помощью жребия советник царя Аман определил день — 13 адара, когда следовало истребить евреев Персии. Перед этим заносчивым сановником все, по его указу, должны были становиться на колени, а возле дворца ему на глаза все время попадался Мордехай, родственник жены царя, и не преклонял колен. Мол, на колени евреи становятся только перед Богом.
Пошел тогда Аман к царю и доложил — в царстве твоем есть народ гордый, непочтительный, вышестоящим непреклоненный. Разреши, мол, чтобы в назначенный день любой мог убить еврея, а его имущество взять себе. А я, дескать, за это еще и пожертвую в казну 10000 серебреников. Указ о геноциде Ахашверош подписал с легким сердцем, поскольку слово «евреи» ничего ему не говорило, и не знал он, что его жена-красавица Эстер (Эсфирь) — еврейка.
А Мордехай потому и проводил дни и ночи у дворца, что обещал это своей воспитаннице-сироте. Ей, молодой царице, было одиноко и страшновато вдали от родного дома. Случилось так, что в одну из ночей Мордехай услышал разговор двух стражников, замышлявших убить царя. Немедленно донес на них, преступников схватили, а его поступок записали в дворцовые книги.
В одну из следующих ночей царю не спалось и ему читали эти книги. Узнав, что его спаситель еще никак не награжден, он позвал Амана и спросил, как следует поступить с человеком, которому царь многим обязан. Аман почему-то решил, что царь хочет наградить его и сказал, что такого человека нужно одарить дорогой одеждой, посадить на хорошего коня, а коня провести по улицам столицы, громко объявляя: «Так поступает царь с теми, кто оказывает ему услугу».
Царь согласился и приказал Аману наградить Мордехая именно так. Аман разозлился еще больше, ведь он даже уже выбрал дерево, на котором собирался Мордехая повесить 13 адара. Мордехай рассказал Эстер о планах Амана и попросил сделать все для спасения евреев. Эстер пригласила царя (и Амана) на пир, который так понравился ему, что он обещал исполнить любое ее желание. Бросившись царю в ноги, Эстер стала молить его отменить указ об истреблении евреев.
Ахашверош страшно разгневался на Амана, вышел в сад обдумать ситуацию и, вернувшись, застал Амана у ложа Эстер! Тот молил ее о заступничестве, но, объявив, что Аман покушался на честь царицы, Ахашверош приказал повесить его на том самом дереве, на котором советник собирался повесить Мордехая.
Но царский указ не мог быть отменен, и пришлось царю издать еще один: евреям разрешалось защищать свою жизнь и свое имущество и забирать, в случае победы, имущество того, кто на них нападал. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступил против евреев.