Может ли еврей ради заработка устроиться туда, где надо работать в шаббат? При том, что другую работу найти ему не удается…
В размещенном ниже материале рассматриваются связанные с этим проблемы…
МОЖНО ЛИ РАБОТАТЬ СТРАЖНИКОМ ВО ДВОРЦЕ?
Один еврей, проживающий в Лондоне, долго не мог найти себе работу. Нуждался он сам, нуждалась его семья… Словом — вопрос о заработке стоял очень остро. Вдруг он получает интересное предложение. Во дворце английской королевы оказалось вакантным место стражника. Правда,на этой должности надо было работать и по шаббатам. Поэтому возник вопрос: может ли еврей добывать себе пропитание таким способом?
Тора запрещает работать и зарабатывать деньги в шаббат. Но в данном случае, поскольку стражник несет свою службу не только в шаббат, его субботняя зарплата, как бы входит в общий заработок —ведь в помесячной или понедельной зарплате невозможно точно указать, какие именно деньги выплачены за шаббат. Такой вид зарплаты с «поглощением» субботних денег Учителями — разрешен (Шульхан Арух, раздел Орах Хаим, гл.306, параграф 4).
Но есть тут и еще одна проблема. В королевском дворце стражник обязан иметь при себе саблю. И это означает, что в шаббат он будет выносить ее из одного владения и вносить в другое, а также перемещать ее больше, чем на четыре локтя в общественном владении.
В Шульхан Арухе, в разделе Орах Хаим (гл.301, параграф 7) сказано по этому поводу, что запрещено переносить в шаббат любую вещь, не являющуюся украшением или предметом одежды. Поэтому носить с собой меч, лук, копье и т.п. в субботу — запрещено.
В комментарии Мишна Брура к разделу Орах Хаим Шульхан Аруха под названием уточняется, что запрещено переносить меч, даже если он спрятан в ножны и висит на поясе. Потому что так его принято носить в будни.
Выходит, что в нашем случае, еврею запрещено работать королевским стражником. Ведь тогда ему придется носить саблю в шаббат.
Но если сабля — неотъемлемая часть обмундирования, если саблю носят без намерения когда-либо воспользоваться ею, но — ради прославления королевской короны, то она получает статус одежды или украшения. И значит, есть возможность разрешить еврею носить ее в субботу.
В Талмуде (трактат Шаббат, лист 113) Учителя, анализируя фрагмент из Танаха: «И почтишь ее (субботу) и воздержишься от привычного в будни» (книга пророка Йешаягу, гл.58, ст.13), приходят к выводу, что в шаббат не следует надевать будничную одежду.
В Мишне Бруре (гл.262, параграф 5) приводится высказывание великого Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век), в котором он отмечает, что на человеке в субботу вообще не должно быть ничего из того, что носят в будни. И даже домашнюю одежду для шаббата следует иметь — особую.
Поэтому, если стражник и в будни, и в шаббат обязан облачаться в одну и ту же форму — еврею следует воздержаться от подобной работы. И соблюдение законов субботы будет ему в заслугу. И удостоится он зарабатывать на хлеб себе и своей семье в почете и уважении.
Мордехай Вейц
Источник: http://evrey.com/