Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Подскажите, пожалуйста, а что — по Торе надо уважать старшего брата тоже?

Михаэль

ОТВЕТ:

Уважаемый Михаэль,

Большое спасибо, что обратились к нам. К сожалению, этот вопрос не получил широкого освещения в трудах наших мудрецов. Более того, существуют разногласия, каковы точные рамки этой заповеди, и на какие случаи она распространяется.

Поэтому, чтобы прояснить вопрос, давайте, как обычно, попробуем обратиться к Вавилонскому Талмуду и трудам наших мудрецов, которые упоминают эту заповедь.

Обязанность уважать старшего брата — из Торы или это постановление мудрецов?

Обязанность уважать старшего брата упоминается в Талмуде (Ктубот 103а). Раби перед смертью заповедал своим детям тщательно выполнять заповедь почитания матери. Это вызывает недоумение, ведь уважение к матери предписано в Торе прямым текстом и не нуждается в дополнительном «укреплении» со стороны Раби. Талмуд объясняет такое завещание Раби тем, что речь шла о жене, которая не была матерью его детей, поэтому Раби посчитал необходимым напомнить детям об уважительном отношении к ней.

Но и это объяснение не является удовлетворительным, поскольку, если проанализировать стих о почитании отца и матери с помощью 13 принципов толкования Торы, мы увидим, что обязанность детей уважать жену отца, даже если она им не мать, также выводится из Торы. На иврите стих «Почитай отца твоего и мать твою» (Итро 20:12) звучит так: «Кабед эт авиха ве-эт имэха». Использование дважды дополнительного предлога «эт» пришло нас научить, что, кроме биологической матери, надо уважать и жену отца, а кроме биологического отца — и мужа матери.

В конечном итоге Талмуд находит объяснение странного повеления Раби: по Торе дети обязаны уважать жену отца, даже если она не их мать, только при жизни отца, а после его смерти — не обязаны. Именно поэтому Раби счел нужным повелеть детям уважительно относиться к его жене даже после его смерти — ведь это не является обязанностью по Торе.

Анализируя стих об уважении к отцу и матери «Кабед эт авиха вэ-эт имэха», Талмуд упоминает, что соединительный союз «вэ» указывает, что существует обязанность уважать также старшего брата.

На этом основании многие законодатели считают, что обязанность уважать старшего брата — заповедь Торы (Радбаз, Кесэф Мишнэ, Илхот Мамрим 6:15; Минхат Хинух).

Так же считает и Хафец Хаим (Введение, заповедь 10). Он пишет: тот, кто злословит о своем старшем брате, нарушает, кроме запрета злословия, и заповедь Торы уважать старшего брата.

Некоторые, однако, полагают, что заповедь уважать старшего брата все-таки не из Торы, она является постановлением мудрецов, а стих — всего лишь напоминание об этом, асмахта (Меири, Ктубот 103а).

Есть ли обязанность уважать старшего брата после смерти родителей?

Из того, что сказано в Талмуде, можно сделать вывод: упомянутое ограничение (обязанность уважать жену отца, даже если она не мать, существует только при жизни отца) действует только в этом случае. Однако в уважении к старшему брату такого ограничения не существует (Минхат Хинух). Соответственно, можно предположить, что уважать старшего брата — это отдельная заповедь, а не часть заповеди уважать родителей. Поэтому старшего брата надо уважать и после смерти родителей.

Однако Рамбан (Сефер а-Мицвот 2) считает, что заповедь об уважении к старшему брату — это часть заповеди об уважении к родителям, а не отдельная заповедь. Поэтому он считает, что нет обязанности уважать старшего брата после смерти родителей.

От ответа на этот вопрос зависит также ответ на другой вопрос: могут ли родители заранее простить неуважительное отношение к старшему брату? Если это отдельная заповедь — нет, если это часть заповеди об уважении к родителям — да.

Мы обязаны уважать только самого старшего брата или и других старших братьев тоже? Есть ли обязанность уважать старшую сестру?

Мнения галахических авторитетов по этим вопросам разделились. Швут Яаков (респонс 1:76) считает, что есть обязанность уважать только старшего брата, который является первенцем и получает бОльшую часть наследства, но нет обязанности уважать старшую сестру или других старших братьев.

В то время как Хида (см. его комментарий Биркей Йосеф) считает, что есть обязанность уважать как старшую сестру, так и других старших братьев.

В доказательство того, что обязанность уважать старшую сестру существует, можно привести мидраш (Берешит Рабба 74:4). Там сказано, что Рахель умерла раньше Леи в наказание за то, что заговорила раньше старшей сестры. Это произошло, когда они услышали о том, что Яаков хочет покинуть дом тестя и вернуться в Эрец-Исраэль, как сказано (Берешит 31:14): «И ответила Рахель и Леа, и сказали они ему: есть ли нам еще доля и наследство в доме отца нашего?»

С уважением, Яков Шуб

Источник: https://toldot.ru

Читайте також

Найпопулярніше
Воины Израиля — дорога славы
ЗАПОРОЖЬЕ. Первые дни 2021г.
КРИВОЙ РОГ. Праздник Суккот в подростковом клубе Be Jewish
Актуальне
Генеральний прокурор Міжнародного кримінального суду Карім Хан звернувся до держав-учасниць із закликом дотримуватися своїх зобов'язань відповідно до Римського статуту.
"Посягання на право на самооборону": посол Ізраїлю висловив незадоволення з приводу арештів Нетаньягу та Галланта.
У Литві обрали нового прем'єр-міністра: хто це? | УНН
Теги