Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Уважаемый рав Мордехай!
Пурим остался позади, а впереди Песах. Но в этом году Песах заходит на исходе Шаббата.
Расскажите, пожалуйста, об особенностях подготовки к этому великому празднику: как и когда делать бирур, биур и битуль хамец. Как организовать 3 шаббатних трапезы, главным элементом которых должен быть хлеб.
Возможно, что у этой темы есть ещё другие нюансы.
Песах кашер ве самеах всему народу Израиля!
Хеврута, Израиль
ОТВЕТ:
Постараюсь подробнее рассмотреть особенности дней, предшествующих Песаху в этом году.
Принято, что в шаббат накануне Песаха самые известные раввины и знатоки Торы выступают в синагогах перед общинами и разъясняют законы Песаха и предпасхального периода.
Поскольку, в этом году Песах наступает сразу на исходе шаббата, разбор и разъяснение пасхальных законов во многих общинах пройдет на неделю раньше, в субботу, когда будут читать недельную главу Ваикра. Тогда как в субботу перед самым Песахом (она называется «Шаббат hа-гадоль» — великий шаббат), раввины, по-видимому (сужу об этом, исходя из опыта предыдущих лет), в основном сосредоточатся на различных аспектах Пасхальной Агады, укреплении веры в геулу (окончательное избавление), укреплениив нашем народе единства и сплоченности.
Духовные руководители и наставники сынов Израиля обязательно будут говорить о необходимости, в дополнение к уничтожению квасного из своих домов — обратить внимание на хамец внутри себя, который «въелся» в качества характера, ухудшая их.
Днем, накануне праздника Песах, принято соблюдать пост первенцев. В этом году, канун Песаха выпадает на субботу. Поскольку в шаббат не постятся — этот пост переносят на четверг, 12-е нисана. В этот день многие люди завершат изучение трактатов Талмуда. Первенец в семье, который будет участвовать в таком завершении (сиюме) — освобождается от обязанности поститься. Желательно воспользоваться этой возможностью.
Отец, который в другие годы постится за своего малолетнего сына-первенца, в этом году, участвуя в сиюме — освобождается от поста.
Продажу квасного (на иврите — мехират хамец) нужно оформить через компетентную организацию до пятницы 13-го нисана (то есть — не позднее последнего перед Песахом четверга). Важно помнить, что мы продаем не посуду, но — только хамец, впитавшийся в нее. И хотя сам по себе этот хамец не является товаром и продаже не подлежит, но его вполне можно продать за компанию с коврижкой или, скажем, с бутылкой виски.
Поиски квасного (бeдикат хамец) устраивают ночью с четверга на пятницу. Десять небольших кусочков питы, каждый завернутый в тонкую фольгу, дети раскладывают по дому, записывая каждое место, в которое положили. И глава семьи со свечей и перышком обходит весь дом, проверяя каждую щель, куда только может добраться. А жена, дети и домочадцы помогают ему.
Перед началом поиска нужно произнести соответствующее благословение (см. в Пасхальной Агаде). И вплоть до завершения поисково-розыскной операции запрещено разговаривать о чем-либо постороннем.
Когда все найдено, произносят «формулу отречения от квасного» (ее текст — там же).
Сжигают хамец (в нашей традиции это действие носит название —биур хамец) в пятницу 13-го нисана утром. И хотя по букве закона квасное можно есть весь день, все же хамец нужно сжечь до 11:30. Ведь, если это сделать в более позднее время, то увидевшие это люди могут решить, что хамец разрешено уничтожать в любое время, и в следующем году могут допустить ошибку, пропустив положенный срок.
Поскольку, в шаббат запрещено делать какие-либо приготовления к празднику, необходимо еще в пятницу подготовить все необходимое и к субботе и к Песаху. Нужно открыть все бутылки с вином и виноградным соком, упаковки с мацой, консервы и т.п.
Хасу (листья зеленого салата) и другую зелень, используемую в Песах, следует в пятницу, как положено, промыть, проверить на наличие насекомых и пр. и положить в холодильник.
Хасу нельзя класть в воду, иначе через сутки, она будет иметь статус сваренной и станет не пригодной для использования в качестве марора (горькая зелень, которая нужна на Пасхальном Седере).
Не забудем в пятницу приготовить все для пасхальной кеары (особое блюдо, которое надо поставить на стол для Пасхального Седера). Надо сварить яйцо и поджарить куриное крылышко для зроа.
Соленую воду для макания в нее карпаса (кусочек вареного картофеля или сельдерей) тоже готовят в пятницу.
Подготавливая для зажигания субботние свечи, необходимо помнить и о праздничных. В праздник, как известно, зажигать огонь разрешено только от уже горящего источника. Поэтому перед субботними свечами надо зажечь еще и суточную, а лучше — такую, что рассчитана на 48 часов горения
Желательно, чтобы праздничные свечи были большего размера, по сравнению с обычными, чтобы они горели до конца Пасхального Седера.
В ситуации с Песахом в этом году в праздничный Кидуш входят и некоторые элементы Авдалы. Значит, заранее, в пятницу, следует подготовить и авдальную свечу. При этом нужно помнить, что ее нельзя будет погасить. Поэтому в качестве нее принято брать небольшой фрагмент от стандартной авдальной свечи, снизу завернутый в фольгу, либо две маленькие свечечки (такие, как в самом простом ханукальном наборе — их фитили при Авдале нужно будет соединить).
Очень важно во время Пасхального Седера есть мацу с аппетитом. Обычно у человека пробуждается аппетит к тем блюдам, которые он давно не пробовал. Поэтому некоторые люди прекращают есть мацу за тридцать дней до праздника. Другие же начинают воздержание от нее с рош ходеша (новомесячье) нисан. И даже тому, кто не придерживается ни одного из этих обычаев — запрещено есть мацу, как минимум, за день до Песаха.
За день до праздника запрещается использовать и мацовую муку, а также — и все то, чем можно выполнить (даже с натяжкой, то есть, бедиавад) заповедь о маце.
В связи с этим перед нами встает проблема: как провести субботние трапезы, на что благословлять?
Обозначу здесь несколько возможных решений.
1. На первую и вторую трапезу накрывают стол разовой скатертью и едят в разовой посуде. Вместо хал, используют питы, и еду подают кошерную на Песах.
Есть питы нужно аккуратно — так, чтобы крошки не попали на пасхальную посуду или на стол. После того как съели по кусочку питы, размером с крупную маслину (примерно 30 г) — меняют скатерть.
Утреннюю (вторую) трапезу следует завершить до 10:30 утра, так как после этого времени есть квасное — запрещено. Остатки трапез, вместе с крошками и остатками пит — нужно поместить в отдельный пакет, вынести из дома и выбросить в общественный мусоросборник.
Затем — почистить зубы мягкой зубной щеткой и прополоскать рот раствором для полоскания. После этого прочесть отречение (битуль) от квасного (см. в Пасхальной Агаде).
Третью трапезу делают без хлеба (или как в одном из перечисленных ниже вариантов).
Следует отметить, что у такого решения есть недостатки — проблемы с крошками, необходимость рано завершить утреннюю трапезу, сложности с третьей трапезой.
2. Все субботние трапезы делают в пасхальном режиме. В этом случае отречение от квасного произносят в пятницу после его сжигания. В качестве хал используют целые листы мацы, которые прошли процесс варки (после этого маца — не пригодна для выполнения заповеди Пасхального Седера, есть ее в канун Песаха разрешается).
Поясню, как «варят» мацу.
Когда мясной или куриный суп будет полностью готов, кастрюлю снимают с огня, и пока суп горячий — по одному кладут в него несколько листов мацы. Затем, когда суп остынет, аккуратно извлекают мацу.
Ее можно использовать в шаббат в качестве хлеба. В том числе, и на третьей трапезе (но тогда необходимо помолиться минху как только наступит время «минха гдола» — примерно через полчаса после полудня — и сразу же сесть за третью трапезу, чтобы закончить ее не позднее, чем за 3 часа до выхода звезд). Третью трапезу можно сделать и в обычное время, но — без хлеба.
Достоинства этого решения в том, что нет никакого контакта с квасным и не нужно торопиться с утренней трапезой. Однако не все раввины согласны с таким решением.
3. Все субботние трапезы делают в пасхальном режиме. Битуль хамец— в пятницу, после его сожжения. В качестве хал используют «булочки», приготовленные из мацовой муки, но не испеченные (это в данном случае не годится), но — жареные в масле, можно с добавлением яиц.
Далее все — как в пункте 2. Достоинства те же, и тот же недостаток.
4. То же самое, что в пунктах 2 и 3, только в качестве хал используют обогащенную мацу (маца ашира). Те же достоинства и все тот же недостаток.
Подчеркну, что во всех этих случаях в качестве дополнения до «лехем мишне» (когда требуется два цельных хлеба), можно использовать обычную мацу (кошерную для Песаха). Только в том случае, если ее использовали вместе с питами — ее остатки следует выбросить вместе с хлебными крошками.
Кидуш во время Пасхального Седера произносят над первым из четырех бокалов вина. И делают его в таком порядке: вино (благословение на вино), непосредственно сам Кидуш (ашер бахар бану...), свеча (благословение на свет), авдала (hа-мавдиль бен кодеш ле-холь...), время (благословение «Ше hехияну...»).
И в заключение рекомендую прочесть (или еще раз перечитать) материалы, посвященные Песаху, включая размещенные в этом разделе ответы раввина.
Автор текста Мордехай Вейц
Источник: http://evrey.com