Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Уважаемый рав Элиягу.
После благословления на хлеб большое количество хлеба часто остается. Можно ли есть его в следующую трапезу и нужно ли его при этом снова благословлять.
Спасибо, буду очень ждать ответа.
Ана
Берлин
ОТВЕТ:
Ответ на Ваш вопрос зависит от конкретных обстоятельств, в данном случае — от того, о каких трапезах Вы спрашиваете.
Если Вы подразумеваете субботние или праздничные трапезы — вначале каждой из них, после Кидуша на вино и омовения рук, необходимо произнести благословение на цельный хлеб (халы, питы и т.п.). Остатки от предыдущей трапезы здесь — не годятся.
Потом, когда тот, кто ведет трапезу, раздаст по куску всем присутствующим, и они его съедят — при желании можно есть и остатки. Их, безусловно, разрешается есть и на последующих трапезах, в том же порядке (сначала благословение на цельный хлеб, потом — остатки, в качестве «добавления» к поданным на стол блюдам).
Подробнее о правилах еврейской традиции, обуславливающих употребление хлеба по субботам и праздникам — см. на сайте в ответе «Как режут хлеб в шаббат и праздники?».
Если речь идет о будничной трапезе — благословение все равно желательно прочесть над цельным хлебом. Но если по тем или иным причинам это не получается — бераху на будничной трапезе можно произнести и над отрезанным куском.
В любом случае, разрешается использовать недоеденный хлеб на этой трапезе и на других.
Важно отметить, что по правилам нашей традиции — нельзя выбрасывать хлеб. Зачерствевшие куски, если они не подлежат «оживлению», а также хлебные крошки — можно, например, скормить птицам.
Хлеб выбрасывают, только если на нем появилась плесень.
Учителя наставляют: если с хлебом обращаются неуважительно — это может послужить причиной материального неблагополучия или каких-то финансовых проблем.
Напомню, что благословение на хлеб — специальное, специфическое. Его читают именно на хлеб, и ни на какие другие категории продуктов питания.
У нас есть,например, благословение на все виды фруктов (боре при hа-эц), но — нет благословения на отдельные виды плодов. Допустим — на яблоки, персики и т.д.
Точно так же у нас есть благословение на любой вид овощей (боре при hа-адама), но нет отдельных благословений, скажем, на помидоры, огурцы или морковь.
Отдельного благословения удостоился только хлеб, а из напитков — только вино.
Причем, надо знать, что в ситуации, если во время будничной трапезы собираются есть хлеб — надо начинать именно с него. А если к трапезе подается вино, из всех предлагаемых напитков — нужно начать с вина.
При этом после благословения на вино, никаких благословений на другие напитки произносить уже не требуется.
Следует подчеркнуть, что у обозначенных здесь правил употребления пищи, равно как и у других наших законов о еде — есть свои детали и нюансы, ориентированные на самые разнообразные обстоятельства. Перечислить их в одном ответе не позволяют установленные рамки материалов раздела «Спроси у раввина». Эти подробности, хоть и несложные, но все-таки требуют постоянного, внимательного изучения.
Автор текста
Элиягу Эссас
Источник: http://evrey.com/