Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Уважаемый р.Элиягу!
Умерла бывшая жена (развелись 30 лет назад). У нее нет детей, мужа, братьев.
Я оплатил кадиш на все 11 месяцев. Относятся ли эти расходы на маасер? И относятся ли на маасер расходы на памятник в моем случае?
Спасибо Вам заогромной важности труд!!!
Читаю Ваш сайт много лет, всегда нахожу для себя что-то важное и заставляющее задуматься.
Спасибо!
Аркадий
Украина, Запорожье
ОТВЕТ:
Вы выдвинули на обсуждение важный вопрос, интересующий многих людей — как правильно выстраивать взаимоотношения с бывшим супругом/супругой?
С одной стороны, после развода между разведенными, бывшим мужем и бывшей женой — нет, и не может быть никакой связи. Ни в материальном мире, ни в мире духовном. В этом суть развода.
С другой стороны, у них нередко есть общие дети. И пока дети — несовершеннолетние, вопросы их воспитания встают на повестку дня не теоретически, но — на практике. И не обязательно только в материальной сфере.
Следовательно, бывшим супругам постоянно приходится кооперироваться и взаимодействовать.
И хотя каждый случай — индивидуален, очевидно, что в ситуациях, когда дети видят, что их родители — положительные люди, и, кооперируясь, они не проявляют друг к другу ни злости, ни ненависти — это оказывает на них благотворное влияние. В чем, естественно, должны быть заинтересованы и отец и мать этих детей.
Порой, в силу ряда причин (не хочется их обсуждать) такая кооперация практически исключается. Но все равно, в любой ситуации, каждая сторона должна научиться сдерживать себя, не опускаться до злобных, мстительных «выплесков» и высказываний. Не говоря уже о неприглядных действиях.
Такая линия поведения разведенных родителей будет правильной и потом, когда дети станут совершеннолетними, когда им буде 20, 30 и больше лет. Ибо добрые, разумные проявления — просветляют человека в любом возрасте. А дети любого возраста — все равно остаются твоими детьми.
У Вас, казалось бы — другой случай. Общих детей с бывшей женой у Вас нет. И на этом, вероятно, можно было бы поставить точку.
Однако у Вашей бывшей жены нет ни детей, ни братьев, ни мужа.
Что же у нее есть?
Лишь память о совместной жизни с Вами.
То, что вы развелись, предполагает, что отношения у вас не сложилась так, как хотелось бы, и как надо было бы.
И совершенно неважно, кто в этом виноват. Важно — что общее прошлое, в каком-то смысле сродни общим детям.
То есть у Вашего желания сохранить память о бывшей жене — есть серьезное обоснование. Не говоря уже о том, что действия, уже совершенные Вами (то, что Вы оплатили Кадиш) и запланированные (собираетесь на свои средства поставить ей памятник) — чрезвычайно благородны.
Если Вы помните, в наших материалах понятие цедака всегда подразумевает филантропические расходы на высокие, благородные цели. Следовательно, эти Ваши траты, как очевидно — попадают в категорию, обозначенную словом цедака.
Это, в свою очередь, означает, что они включаются и в понятие «маасер». Ибо слово «маасер» (напомню) — это десятая часть от общего, чистого дохода человека за год. А если расходы переходят на второй и на третий год — тот же расчет будет и в эти годы.
Поэтому все, что Вы потратили на Кадиш и на памятник, безусловно, считается маасером. Как раз именно потому, что у Вас с умершей женщиной уже не было общей семьи.
Вот если бы вы были парой — это не было бы ни маасером, ни цедакой, но считалось бы «семейными расходами».
Автор текста Элиягу Эссас
Источник: http://evrey.com/