Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Уважаемый рав Эссас!
Ответьте, пожалуйста, от какого праздника будет мне меньше духовного вреда. От Нового Года 31 декабря или от Старого нового Года через 2 недели?
Я еврейка, студентка, и мне нужно побывать хотя бы не одном из этих праздников. Иначе личная жизнь окажется под угрозой. Увы, я это серьезно.
ОТВЕТ:
Вы практически ничего не пишете о себе, кроме того, что Вы — студентка.Этого, согласитесь — слишком мало для того, чтобы делать какие-то выводы.
И все же у меня по поводу возможной, отмеченной Вами связи между Вашим участием или неучастием в этих нееврейских праздниках с Вашей личной жизнью — возникли кое-какие предположения.
Рискну допустить, что за употребленным Вами словосочетанием «личная жизнь» скрыт некий человек, который, если Вы проигнорируете оба эти празднества — способен отреагировать на это, скажем, не так, как Вам хотелось бы, что повлечет за собой, мягко говоря, неприятные Вам последствия.
Как тут поступить?
В данном случае я посоветовал бы рассмотреть сложившуюся ситуацию под иным углом зрения. И воспринимать выдвинутое Вам условие не как угрозу, но — как весьма удачное стечение обстоятельств. Ведь Вам предоставляется возможность прямо сейчас, не затягивая — прояснить с тем человеком принципиально важные жизненные вопросы.
Как раз очень хорошо, что он узнает (если, конечно же, не знал этого раньше), что Вы — еврейка и искренне, по-настоящему, относитесь к традициям своего народа,в том числе, и к существующему у нас понятию «духовный вред». Что Вы осознаете, что это понятие, помимо всего прочего, тесно переплетено ис присутствием наназванных Вами в письме нееврейских праздниках.
Все это очень важно определить именно сейчас, чтобы, не выяснив, что еврейская жизнь и ее духовная составляющая играют для Вас первостепенную роль — не вступить в серьезные отношения с человеком, которому все это, видимо, чуждо.
Слишком много человеческих судеб сломано только потому, что перед тем, как принимать окончательные, поворотные решения — люди не объяснились друг с другом, не выяснили, что для них в жизни самое главное. Нередко бывает, что, сверяя позиции, детально обсуждают лишь второстепенные вопросы.
Попутно, хотя это и не имеет значения, отвечу и на Ваш вопрос о «новом» и «старом новом» годе.
Несколько сотен лет назад западные христиане (католики, протестанты) внесли поправку в христианский календарь, сместив даты на 13 дней.
Эту поправку в христианском мире приняли все, за исключением стран, где доминировала православная церковь, как, например —в России.
Так и получилось, что где-то все даты отмечали по старому стилю, где-то — по новому.
Полагаю, понятно, что к нам, евреям, все это не имеет абсолютно никакого отношения. У нас — свой, совершенно другой календарь и совершенно другие праздники. Так что, любые сравнения одного из обозначенных праздников с другим для нас — совершенно бессмысленны.
В заключение отмечу, что мне в Вашем письме особенно импонирует то, как Вы ставите вопрос. Что в его основе не «технические» подробности, но — духовные категории. В частности — «уровень» вреда, который может причинить участие еврея в нееврейском празднике.
Автор текста
Элиягу Эссас
Источник: http://evrey.com