Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Уважаемый рав Эссас!
Прочел некоторые Ваши ответы. Мне представляется, что у Вас в иудаизме немалые знания. Но одно не понимаю: откуда Вы знаете о том, что очевидно принадлежит сфере внутренних секретов Торы? Или это уже не секреты?
Продолжайте Вашу замечательную работу!
Jack Abramson
Pittsburgh, USA
ОТВЕТ:
Оценить объем собственных знаний я, разумеется, не в состоянии. Могу сказать лишь, что ежедневно изучаю Тору почти 50 лет.
Вы правильно отмечаете, что существует такое понятие — «внутренние тайны Торы». Но нам, конечно же, надо сейчас разобраться, что оно означает. И тогда, все, надеюсь, встанет на свои места.
Прежде всего, разъясню, что слово «тайны» в этом выражении имеет иной подтекст, не подразумевающий какие-то секреты, что-то, что скрывают от других и т.п. Речь идет о нюансах в интеллектуальной и эмоциональной сферах при изучении Торы и реализации этих знаний в жизни.
Все, что касается законов и обычаев нашего образа жизни (это в нашей традиции — Галаха), относительно легкодоступно каждому еврею, и требует только знаний иврита, прилежания в изучении, желательно — ежедневном, и общения с людьми, которые владеют этими знаниями и осуществляют их на практике.
Иначе говоря, для познания некоторых аспектов Галахи нужны реальные примеры и практическое обучение.
Для того, чтобы в процессе освоения Галахи у еврея была возможность не допускать те или иные ошибки, существуют книги, аналогичные справочникам, которые распространены в еврейском мире. Иначе говоря — кодексы еврейских законов. Среди них есть полные (многотомные книги Мишне Тора Рамбама и Шульхан Арух, составленный равом Йосефом Каро) и однотомные сборники (к примеру, Кицур Шульхан Арух), которые составлены разными Учителями. Их, таких сборников — несколько десятков.
Есть, конечно же, много (десятки и сотни) книг, посвященных отдельным аспектам Галахи. Например — только законам субботы и т.д.
Все это, как уже сказано, доступно тем, кто прилежно изучает наше мировоззрение и наши законы.
Однако в области изучения Торы есть пласты, которые предназначены не для всеобщего постижения, но — лишь для тех, у кого душа и сердце стремится постичь их.
Все это, повторю — никакие не тайны (в обычном понимании этого слова) и не помечено штемпелем «секретно». Но есть весьма конкретные рамки и условия, выполнение которых позволяет приблизиться к ним и изучать их.
Назову здесь только некоторые.
1. Практически свободное владение ивритом, включая язык Талмуда, Мидраша и книги Зогар.
2. Соблюдение законов еврейской жизни, которые должны стать интегральной частью бытия. Речь идет о полном соблюдения законов шаббата, кашрута, о чтении ежедневных молитв и многом другом.
3. Соблюдение законов Дерех Эрец (комплекс основных законов, регулирующих взаимоотношения между людьми). Что, кроме прочего, включает в себя скромность, доброжелательность, сдержанность в речи (стараться не нарушать ограничительные законы комплекса лашон hа-ра — сплетни, злословие и т.п.).
4. Постоянная работа над искоренением в себе чувства зависти.
5. Развитие и углубление в себе чувства уважения ко всем Учителям Торы.
6. Закрепление и усиление в себе реального чувства преклонения перед Всевышним.
Есть,разумеется, и другие условия, которые я здесь опустил.
Важно понять, что приведенные в этом ответе примеры — не добрые советы, но — необходимые условия для ознакомления и освоения тех пластов Торы, о которых мы говорим.
Если все так — почему это называют «тайнами Торы»?
Во-первых, частично это — самореклама, которой пользуются лекторы, с помощью такой терминологии стремясь расширить свою аудиторию. А заодно — и придать своей личности в глазах наивных слушателей особую значимость.
Во-вторых, в изучении этих сфер и в самом деле есть объективные трудности. Поэтому их называют так в определенной степени — заслуженно.
Надеюсь, что этот ответ в комплексе дает Вам возможность разобраться в возникших у Вас вопросах.
Автор текста
Элиягу Эссас
Источник: http://evrey.com