Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Шалом, уважаемый рав!
Могли бы Вы объяснить, что такое идолопоклонство (аводат элилим) в наше время. Спасибо заранее и с уважением.
Шмуэль, Афула (Израиль)
ОТВЕТ:
На иврите поклонение идолам называется авода зара, то есть — служение чужому (чуждому). Иногда используют и термин который Вы употребили в своем вопросе: аводат элилим, то есть — служение (поклонение) силам.
В самых общих чертах это можно определить как служение и поклонение чему бы то ни было, кроме Всевышнего. Иначе говоря — признание, что, кроме Всевышнего, существуют какие-то автономные силы и/или источник этих сил.
Здесь можно выделить несколько категорий.
Первая. Поклонение — через объект какой-то силы.
Например, поклонение чудотворной иконе, “действующей от имени” элементов религиозного мировоззрения.
Или — божку, истукану в религии народов Африки.
Или, скажем — статуям Будды и т.п.
При этом имеются в виду какие-то ритуалы, принятые в данной религии и подразумевающие, что человек, например, встает на колени, зажигает свечи и т.д. Эти ритуалы и есть — поклонение и служение.
Вторая категория. Назовем ее “стихийно-бытовой”.
Пример служения этого вида — преклонение перед наукой, которая “почти все знает и почти все ей доступно, а скоро наступят времена, когда она раскроет тайны до конца, и все ей будет подвластно”.
Или другой пример — с деньгами. Эта разновидность “идолопоклонства” подразумевает, что человек рассуждает приблизительно так: “вот заработаю много денег — и наступит счастливая жизнь...”.
Или — преклонение перед медициной и врачами, когда человек полагает, что в их руках — здоровье человека, пусть, не полностью пока. Но придет время, когда медики откроют что-то такое, что сделает всех здоровыми.
Конечно же, немного утрирую. Но если мы посмотрим вокруг, а иногда просто — в зеркало (будучи честными сами с собой), то увидим, что мысли, чувства и поступки многих людей соответствуют этой схеме преклонения перед той или иной “силой”. Это и есть — аводат элилим.
Третья. Мировоззренческая. Когда мир представляется как арена действий согласованных (христианство) или конфликтующих духовных сил. И не важно, какой “облик” они принимают — Отец, Сын, Кришна, Вишна, Будда и т.п. Суть в плоскости темы, которую мы сейчас разбираем — одна. Но это, разумеется, не означает что эти силы (их в рамках данного мировоззрения очень много) имеют одинаковый “вес”, “объем” и т.п. Очевидно, что понятие “Сын” (в христианстве) или — “Будда” (в буддизме) в разных пропорциях сочетают в себе абстрактно-духовное и философско-материальное. Однако все они имеют автономную область деятельности, а внутри этой области — абсолютные возможности.
Четвертая. Нерелигиозное идолопоклонство.
Выделяю эту категорию из второй только для удобства классификации и анализа, который могут провести сами читатели, размышляя над явлениями действительности.
Имею в виду философский материализм любого типа. Например, марксизм (как мировоззрение). Или — психологический материализм (термин — мой), соединяющий в себе понятия о “кубиках”, из которых составлен видимый мир (в том числе и тело человека) и о “сознании”, представленном некими “сетевыми”, воображаемыми конструкциями, которые создает высокоорганизованный компьютер — человеческий мозг и которые каким-то образом (в генах человека или в чем-то еще, пока не открытом) закрепляются, запоминаются и передаются последующему поколению, детям — в частности.
На этом построены все теории: от фрейдизма — до самых последних, современных, “объясняющих” поведение индивидуумов, социальных групп и вообще — “всего живого”.
“Преклонение” перед марксизмом или другими теориями этой категории как перед Истиной (пусть и в динамическом развитии) — тоже авода зара.
Очевидно, что объединяет все четыре категории. В них нет Всевышнего как Творца мира и/или единственной и абсолютной Силы.
Эта Сила (Всевышний) и только она одна — возвышает и низвергает, дает и лишает, управляет и подводит истинный Итог.
Теперь — о последствиях аводы зары.
Любая ее форма, с той или иной интенсивностью, вносит разрушения в душу человека. И если бы существовал Санѓедрин (Верховный раввинский Суд), за некоторые ее виды полагалось бы наказание (после предупреждения и разъяснения, конечно). Точнее, за аводу зару первой и отчасти — третьей категории. Наказанию за это могли бы подвергнуть, естественно, только еврея. Хотя запрет на аводу зару относится не только к евреям, но и к неевреям, есть отличия в нюансах — евреев Тора ограничивает более строгим запретом. Вопросы о наказании неевреев должен был бы рассматривать нееврейский суд.
За аводу зару второй и четвертой категории “на земном уровне” (средствами материального уровня — суды, меры наказания и т.п.) наказание не предусматривается.
И еще: в отношении аводы зары первой и третьей категории для евреев существует запрет на участие в каких бы то ни было ритуалах других религий — еврею нельзя входить в их храмы, присутствовать на службах, где бы они не проводились (на улицах или в частных домах и т.п.), даже в качестве “зрителя”.
Должен подчеркнуть: нам следует воспитывать в себе доброжелательное отношение к людям (неевреям), которые не проявляют агрессии по отношению к нам, евреям. Более того, наша традиция предписывает — и это, на основе выводов сделанных в трактате Талмуда Гитин (лист 61), сформулировано в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, статья 151, параграф 12) — помогать бедным (нуждающимся) неевреям, навещать больных и т.д., вне зависимости от того, какого мировоззрения они придерживаются.
Отношение к аводе заре — однозначно (и абсолютно) отрицательное. Другое дело — отношение к человеку (не к его идеологии). Оно — изначально положительное.
Автор текста Элиягу Эссас
Источник: http://evrey.com