Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Уважаемый раввин!
Что Вы посоветуете по поводу так называемой «новой муки»?
Benjamen Levin
Boston, MA, USA
ОТВЕТ:
Речь идет о муке, смолотой после Песаха.
В нашей традиции Учителя предлагают нам после Песаха пользоваться только такой мукой, которая смолота после этого праздника (то есть — в любой день после него) и, соответственно — продукцией, содержащей муку, которая изготовлена после Песаха.
В Талмуде и в Шульхан Арухе говорится о том, что в случае, если хамец (на практике это — производное из 5-ти злаковых: пшеница, ячмень, овес и т.п.) во время Песаха был во владении еврея, что законами Торы запрещено — этот хамец навсегда запрещен ему и вообще, всем евреям.
Отсюда, кстати сказать, возник обычай продавать хамец нееврею через раввинский суд или раввина, уполномоченного для реализации этой задачи раввинским судом. Причем, договор о продаже составлен таким образом, что он — абсолютно легален и за продажу получен аванс.
Но если нееврей не выполнил условия договора — сделка аннулируется, и проданное возвращается к своему прежнему владельцу.
Так обычно и происходит. Песах кончается, и мы получаем проданную муку обратно (а покупателю возвращают аванс). Однако проблема, которую мы обсуждаем — совсем в другом.
Она касается не нас с Вами, но — всех пекарен. И мы можем полагаться на них, если у нас есть уверенность, что в изготовленных в них изделиях нет хамеца, который был во владении евреев в дни Песаха.
А уверенность у нас может быть только в ситуации, если пекарня или, скажем, хлебозавод имеет соответствующую сертификацию раввинского суда.
Чтобы исключить всяческие сомнения на этот счет — необходимо, чтобы мука, которой пользуются пекарни и хлебозаводы после Песаха, была смолота после праздника.
В Израиле это означает, что мы должны покупать содержащую муку продукцию, на упаковках которой обозначено «смолото после Песаха». Или как минимум — сертификация, которой мы доверяем.
Точно так же всевозможные магазины, которые получают пищевую продукцию от местных производителей — нам нужна уверенность, что в ней нет хамеца, который принадлежал еврею в дни Песаха.
Большинство (но не все!) израильских пекарен и других пищевых производств имеют соответствующую сертификацию. И мы должны приобретать хлебобулочные и кондитерские изделия, только если у этих производств есть такая сертификация.
Более того. Если у какого-либо торгового заведения в Израиле нет продукции с такой сертификацией — покупать у него никакой (не только хлебобулочный, но и любой другой) товар не рекомендую.
Впрочем, подобное устрожение через месяц-два будет трудновыполнимым и уже не релевантным.
Что касается других стран, кроме Израиля — евреи там должны приобретать продукцию, на упаковках которой стоит знак кашерности, которому они доверяют. Иных требований, связанных с хамецом, аналогичных существующим в Израиле — им выдвигать не следует.
Если же владелец пекарни или другого пищевого производства — еврей, он должен придерживаться тех же правил, которые действительны для Израиля.
Разумеется, во всех случаях последнее слово — за местным раввинским судом
Автор текста Элиягу Эссас
Источник: http://evrey.com/