Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Как правильно вести себя еврею с антисемитами? Вдруг выяснилось, что мой друг антисемит. Мы поссорились на этой почве. Теперь думаю, что же я сделала не так?
ОТВЕТ:
Все зависит от крепости нервов и широты взглядов сторон. Говорю это как человек, имеющий опыт приятельствования и даже дружбы с антисемитами.
Понятно, что, если антисемитские взгляды человека вас оскорбляют и расстраивают, если антисемитизм носит не абстрактно-интеллектуальный (или, например, религиозный), а бытовой характер, то поддерживать отношения сложно, а главное – непонятно зачем.
Факт, что люди разных религиозных взглядов (в том числе взаимно оскорбительных и "еретических") прекрасно дружат и уживаются. В частности, благодаря негласному (а то и гласному) соглашению, что конфликтные темы не поднимаются и не развиваются. Иногда со временем, по мере сближения, табу ослабевает. "Больные" вопросы превращаются в тему для беззлобных шуток и подтруниваний. Подобные отношения вполне могут сложиться и у антисемита и еврея. Особенно, если речь идет о еврее, реализующем свое еврейство, знакомым с еврейством, ведущем еврейский образ жизни и т. д.
Другое дело, что очень часто антисемитизм является признаком (формой проявления) не лучших человеческих черт: ограниченности, завистливости, "конспиративности" мышления, злобливости и т. п. С такими дружить – себя не уважать.
Между нами говоря, согласно представлениям иудаизма, для неевреев предубежденное и неприязненное (пусть только на подсознательном уровне) отношение к евреям гораздо естественнее, чем приязненное. Для этого есть множество причин. Ни одна из которых не имеет отношения к реальным чертам еврейского национального характера или к чему-то подобному.
И это вовсе не повод не поддерживать с неевреями отношения. В том числе и приятельские и дружеские (с учетом, конечно, законов, предписывающих соблюдение определенной дистанции между евреями и неевреями, в частности, не вступать с ними в браки и интимные отношения и т. д.). Главное, как говорится, чтобы человек был хороший.
Не зная конкретных обстоятельств, совершенно невозможно понять, кто перед кем провинился в вашем случае и провинился ли. Если вас беспокоит, не предписывает ли иудаизм всепрощение и т.п., то не беспокойтесь: не предписывает. И дружбу с антисемитами не предписывает. И общаться с теми, кто вас оскорбляет или просто неприятен не предписывает.
Короче говоря, к антисемиту следует относиться дифференцировано. Как говорил герой булгаковского романа: "Кароши люблю, плохой – нет". С учетом того, что "кароши" антисемит – один на миллион. В лучшем случае.
Р-н Шауль-Айзек Андрущак
Источник: http://ru.chabad.org