Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах

Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".

ВОПРОС:

Уважаемый Рав!

Начал изучать Талмуд. Иврит я знаю. И учитель в нашей группе вполне хороший. Но вот, через полгода, потерял интерес.

Что посоветуете?

ОТВЕТ:

Две составляющих, важных для изучения Талмуда, у Вас есть: хороший учитель и знание иврита.

Однако для того, чтобы этот процесс стал интересным занятием и приносил пользу — нужны и другие элементы.

Мы с Вами не знакомы. Поэтому конкретный совет дать Вам не могу. Но все же попытаюсь помочь Вам общими рассуждениями, которые, возможно, помогут Вам решить задачу, которую Вы перед собой ставите.

Итак, начнем.

1. Чтобы изучать Талмуд, нужен некоторый опыт в изучении Торы (в узком смысле этого понятия, то есть — Пятикнижия) с комментариями, например, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

2. Хорошо, если человек, который приступил к изучению Талмуда, в определенной степени соблюдает основы нашей традиции.

Что означает в данном случае выражение — «в определенной степени»?

Это подразумевает, что человек имеет представление о шаббате, кашруте, о главных текстах, включенных в Сидур (еврейский молитвенник).

Тут, как видите, нет жесткого требования, чтобы все это соблюдалось. Но должен присутствовать, как минимум, хотя бы некий общий интерес к тому, о чем здесь сказано, и желание расширять свои знания.

3. Необходимо иметь хоть какое-то представление о том, что постижение Торы — не только изучение полезного текста (как, например, в научной или какой-либо профессиональной сферах), но — имеет самостоятельную ценность, влияющую на разные «этажи» человеческой души.

Если говорить конкретнее — изучение Торы способно возвышать и просветлять душу человека.

4. Очень важно помнить, что какая-то тема, отдельный отрывок из текста Талмуда — содержат в себе обсуждение не только видимых глазу, лежащих на поверхности проблем, но всегда — и Устройство высших духовных миров. И то, что, в отличие поверхностного слоя, сфера Устройства высших миров не видна — не должно нас смущать. Однако чтобы прийти к пониманию этого, нужно изучать Талмуд не менее десяти лет.

В принципе очень опытный, хороший учитель может открыть это ученику — и раньше. При двух условиях: к этому моменту ученик должен практически полностью соблюдать законы нашей традиции, а учитель, естественно, должен во всем этом хорошо разбираться. Такого уровня, попутно отмечу, достигает не каждый преподаватель. Поэтому не надо огорчаться, если такие глубины пока что — не видны. Главное (и это очень важно) — «держать эту мысль в сердце».

Подведу сказанному некий итог.

Содержание перечисленные здесь «пунктов», если последовательно, периодически возвращаться к нему, размышлять над этим — позволят ученику, имеющему, так сказать, ум и сердце, поддерживать в себе интерес к изучению Талмуда.

И что не менее важно — ощущать необходимый при этом пиетет, то есть глубокое уважение к мудрости наших Учителей, к каждому записанному в Талмуде слову. И в процессе изучения Талмуда — осознавать свою сопричастность к самой сердцевине Божественной Мудрости.

Автор текста Элиягу Эссас

Источник: http://evrey.com

Читайте також