Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Раввин объяснил нам, что словом Вайиках... (и взял Авраам Сару и ушли они в Эрец Кенаан - Эрец Исраэль) Тора сообщила, что Авраам уговаривал Сару уйти с ним из Вавилона.
Почему Авраам должен был уговаривать? Разве это не заповедь - жить в Израиле?
А ведь Сара, как и Авраам, соблюдала всю Тору!
ОТВЕТ:
Речь идет о фрагменте из книги Берешит, где написано: «И взял Авраам Сару, жену свою и Лота, сына брата своего… и вышли, чтобы идти на землю Кенаанскую» (гл. 12, ст. 5).
Сразу скажем, что территория Кенаана — это Земля Израиля, которая называлась Кенаанской до расселения на ней народа Израиля.
Из Устной Торы мы узнаем, что глагол «лакахат» (взять) во всех своих грамматических формах означает не только — «взять какой-то предмет» (в буквальном смысле слова), но и, к примеру — «взять в жены». Или вообще — убедить кого-то в чем-то словесно, рассуждениями.
Пристально вглядываясь в текст данного отрывка, наши Учителя исследуют открывшуюся им проблему — почему здесь используется этот глагол, когда суть это фразы заключается в том, что Авраам со всей своей семьей и имуществом отправился из Вавилона на Землю Израиля? И задаются вопросом: почему Авраам должен был убеждать (может быть, даже и уговаривать) Сару пойти с ним в Эрец Исраэль? Ведь и Авраам и Сара к тому времени уже взяли на себя соблюдение всех законов Торы (см. на сайте, к примеру, ответ «Авраам соблюдал Песах — до Исхода!»). А в законах Торы сказано, что муж имеет право заставить жену совершить алию (переехать) в Эрец Исраэль даже против ее воли. И жена, кстати сказать — тоже может заставить мужа сделать это, если он противится.
Попутно отметим, что ни муж, ни жена, ни другие члены семьи — не могут заставить кого-то из членов семьи против их воли уехать с Земли Израиля в другую страну.
Все это обсуждается в Талмуде, в трактате Кетубот (листы 110-112).
Однако же Авраам, вместо того, чтобы просто сказать своей жене — «отправляемся в Эрец Исраэль», уговаривал и убеждал ее, что на новом месте жизнь у них будет лучше, нежели там, где они тогда жили.
Это было началом их необычного и поучительного для нас диалога. Воспроизведу его в сущностном переводе.
На слова Авраама Сара ответила:
— Как может быть лучше на новом месте, если мы родились здесь (где сейчас живем) и материально всем обеспечены. Да, смысл нашей жизни, твоей и моей — приближать людей к Творцу мира. Так ведь мы и тут весьма в этом преуспеваем.
Свидетельство тому находим в Торе, где сказано, что вместе с Авраамом и Сарой в Эрец Исраэль отправились и люди, которые не были их родственниками, но, благодаря им, приблизились к Творцу и отказались от идолопоклонства.
Что можно было на это возразить?
На это Авраам, естественно, сказал Саре, что они должны пойти в Эрец Исраэль, ибо таково повеление Всевышнего.
В самом деле. Немного ранее в Торе записаны знаменитые слова Всевышнего Аврааму — «Лех леха…». То есть — «иди из своей страны, от своего окружения, из дома отца своего…» (Берешит, гл. 12, ст. 1).
Но и на это у Сары нашелся логичный ответ
— Знаю, ты намекаешь на то, что в Торе сказано, что все должны идти в Эрец Исраэль, — промолвила она. — Но ведь если ты, Авраам, посмотришь внимательно, ты не увидишь, что нам с тобой Всевышний велел идти именно на Землю Израиля.
И действительно, в приведенной выше фразе из Торы Земля Израиля — не упомянута (не сказано даже и о Эрец Кенаан). Но написано здесь иначе: «Иди в страну, которую Я укажу тебе».
Вот и говорит Сара Аврааму:
— Кто сказал, что Творец направил нас именно в Эрец Исраэль? Может, Он хочет, чтобы из Вавилона мы пошли на восток, например, в Индию. А может на север, в Иран или Турцию (даю здесь современные названия стран и земель, которые были в те времена)? Ведь там — множество людей и народов, которые, безусловно, нуждаются в нашем духовном наставничестве. То есть — в том, чему мы посвящаем свою жизнь. И если так — ты, Авраам, не можешь просто вывести меня и весь наш дом в другие страны, даже если и есть в этом какой-то смысл.
Что на этот убедительный довод мог ответить Авраам?
Он мог лишь повторить слова, которые в продолжение диалога произнес Всевышний, обращаясь к нему — «…ве-hее бераха» (Берешит, гл. 12, ст. 2). Что подразумевает — «Мы пойдем туда, куда укажет нам Творец (пусть пока и не знаем, куда) и будем источником благословения. А это может быть — только Эрец Исраэль. Ибо сама Земля Израиля — источник благословения для всего мира. Следовательно, Всевышний отправляет нас именно туда. И поэтому все мы, вся наша семья, должны туда пойти».
Это и означает, что Авраам «взял» (убедил) Сару словами.
И в заключение задам еще один, напрашивающийся вопрос, лежащий в несколько иной плоскости: если тот довод, который открыл Саре, что речь идет об Эрец Исраэль, столь убедителен — почему Авраам не использовал его с самого начала и говорил лишь «давай переедем в другую страну, где будем более успешными»?
В этом содержится еще один важный урок, который нам следует извлечь из того великого диалога. И состоит он в том, что не стоит сразу «обрушивать» на человека совершенно «железные», пусть и не подлежащие никакому сомнению доводы. Надо дать ему возможность — загореться идеей и захотеть совершить правильный поступок и т.д.
Это — самый правильный путь к убеждению. Путь Авраама, первого еврея на Земле.
Автор текста Элиягу Эссас