Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Почему Б-жественное присутствие не могло проявляться без наличия рукотворного храма, и за счёт изменения чего (в природе, в человеке или где-то ещё) отпадёт потом в этом необходимость (и оно будет проявляться непосредственно)?
ОТВЕТ:
Прежде всего, следует понимать, что проявление Присутствия Всевышнего — результат духовной работы, которая называется аводат а-Шем (служение Творцу). Важной моделью этого были приношения Всевышнему (в виде животных и продуктов из муки).
До Мишкана (Переносного Храма), а потом — и Иерусалимского Храма, наши праотцы осуществляли эту работу и, не имея предназначенного для таких целей здания.
Конструкция специального строения и отдельные его элементы должны были облегчить духовную работу служителей Храма, которые, как понятно, через несколько поколений после Аарона, брата Моше — первого главного служителя Храма (на иврите — коэн гадоль) были уже не на такой духовной высоте, но — несколько ниже.
Поэтому конструкция и Мишкана и Храма, с четко определенными деталями, каждая из которых имела глубочайший духовный смысл — могли помочь и в определенной степени компенсировать это «понижение» духовного уровня.
Попутно отметим, что Второй Иерусалимский Храм (в нашей истории было два Иерусалимских Храма, Первый и Второй), в ряде его элементов духовно был — ниже Первого. И не случайно, но — именно поэтому в период его существования начался невероятный расцвет в изучении Торы. Тем самым наш народ как бы — восполнял понижение уровня аводат а-Шем во Втором Храме.
После разрушения Второго Храма — пусть в определенном смысле и не полноценного, но все же — очень важного для реализации нашим народом своей духовной миссии в служении Творцу, работа по изучению Торы расцвела еще больше.
В Шестом тысячелетии всему народу была раскрыта книга Зогар (до этого в течение десяти веков она была достоянием лишь некоторых великих Учителей). Кроме того, пророк Элиягу открыл великому Ари (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) глубинные слои Торы, которые дают возможность разъяснять и то, о чем говорится в книге Зогар и то, что находится в глубинных пластах Письменной и Устной Торы.
И все это вместе — привело наш народ в такое состояние, в котором необходимость в Храме для реализации аводат а-Шем стала меньше.
Эти два процесса — рост уровня изучения Торы, с постижением глубин и тонкостей в молитве, и понижение уровня необходимости в Храме — сближаются друг с другом. Поэтому, в результате такого сближения, скорее всего, произойдет вот что.
Когда мы завершим нашу работу по Тикун Олам (исправлению мира), по решению Всевышнего начнется быстрый процесс, который мы иногда называем — «каскад удивительных событий». Среди этих удивительных событий, непостижимых сегодня для нас — и восстановление Храма на Храмовой горе (по сути, он существует и сегодня, но — на недоступном нашему восприятию уровне, и должен проявиться в будущем). Вполне возможно, что за один день или, может быть, за несколько дней — его функционирование будет полностью налажено.
Все мы увидим это собственными глазами — и коэнов и реализацию приношений. Храм будет функционировать, видимо, несколько дней, несколько месяцев или год. И тогда весь мир перешагнет в Седьмое тысячелетие.
Потом, в Седьмом тысячелетии, произойдет такое возвышение душ, когда аводат а-Шем будет происходить уже в просветленном материальном мире. На том этапе Храм в обычном нашем представлении о нем существовать — уже не будет.
В Восьмом тысячелетии наша работа (аводат а-Шем) — практически освободится от материального мира. Ибо материальная оболочка в каком-то смысле — истончится, почти полностью исчезнет.
Мы, на нашем духовном уровне, погруженные в материалистические реалии, понять это — не в состоянии. Но на данном этапе такое понимание от нас и не требуется. Перед нами, перед каждым из нас, стоят свои, многочисленные и важнейшие задачи сегодняшнего, Шестого тысячелетия. На этом нам и следует сосредоточиться.
Автор текста Элиягу Эссас
Источник: http://jewish.ru