Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Шалом вебраха, уважаемый рав Эссас!
Спасибо за ваш труд. Умножающие Тору - укрепляют мир на земле, и вы один из них! Всех вам благословений!
Хочу поделиться мыслями и узнать ваше мнение.
Последнее время у меня создается впечатление, что частично наши беды - результат молитв.
Например, просим в амиде - и пусть душа моя повергается в прах перед каждым!
НЕ это ли происходит с нами постоянно - об нас вытирают ноги, поносят всеми поношениями, а мы кланяемся перед каждым, ищем милости народов!?
Мне страшно от таких молитв!
Вы скажете - имеется в виду преодоление гордыни. Ну, так и надо сказать - без поэзии и образных выражений.
Слова, прежде всего, исполнятся в прямом смысле, и лишь иногда намерение перевешивает, но это исключение.
Далее мы просим о преодолении дурного начала. Суть его - в желании получать для себя.
Именно этого желания нам не хватает! Нас учат, что в этом мире материальное неважно, главное грядущий мир.
В итоге, арабы и отправляют евреев туда...
Ваше мнение?
Сара Това, Израиль
ОТВЕТ:
Прежде всего — спасибо за добрые пожелания.
Что же касается содержания Вашего письма — в нем (прошу не обижаться на меня!) просматривается слабое знание сути наших молитв, истории составления их текстов и формулировок.
Отмечу, что тексты наших основных молитв, их порядок и структуру составили 2.300 лет назад Учителя Великого Собрания (на иврите — Кнессет hа-гдола).
Все 120 членов этого Великого Собрания были выдающимися Учителями Торы, а некоторые из них — пророками. Например, пророками были — Хагай, Захария, Малахи, Мордехай, Эзра, Нехемия.
Из всего этого следует, что у нас нет никакой возможности подвергать сомнению то, что сделано ими, а тем более — вносить в это какие-либо уточнения и улучшения.
Каждое слово составленных Учителями молитв в духовном смысле имеет поистине — космическое значение. Они внесли чрезвычайно значимый вклад в формирование нашей способности сохранить себя и выстоять — во всех ситуациях и во все времена, вплоть до сегодняшнего дня.
Однако, Ваши слова и переживания, безусловно, достойны рассмотрения и размышлений над ними.
Это означает, что Вам нужно всерьез заняться изучением текстов молитв — с комментариями к ним наших Учителей.
Советую это, полагая, что Вы достаточно хорошо владеете ивритом и можете изучать, например, сидур с комментариями рава Шимшона-Рефаэля Гирша, а также — двухтомный сборник Оцар hа-тефилот.
Рекомендую Вам и сборник Барух ше-амар раввина Баруха Эпштейна. Конечно же, есть много и других сборников, которые способны помочь Вам разобраться в текстах наших молитв. Здесь назвал только некоторые из них.
Важно, разумеется, укрепить и углубить знания основ нашего мировоззрения.
Книг, которые способны помочь в этом — десятки. Например — Ховот hа-левавот, Орхот цадиким, Шаарей тешува, Эмуна у-витахон и т.д.
Автор текста Элиягу Эссас
Источник http://evrey.com/