Традиционная рубрика "Еврейская жизнь и традиция в вопросах и ответах".
ВОПРОС:
Шавуа тов!
Уважаемый рав Элиягу, у меня к Вам не самый обычный вопрос. Он даже не по яадуту, а скорее, по истории религиозного подполья в СССР.
Зная, что Вы были его участником, хочу спросить, много ли Вам довелось видеть или хотя бы слышать о случаях герута в Москве и в целом в СССР?
Просто не было же официальных батэй-дин, чтоб такое провести, но гиюры, по слухам, были... Если Вы видели о таком, то расскажите, пожалуйста, много ли времени занимал процесс, все ли герим остались соблюдающими (понимаю, что статистики ни у кого нет), как их судьбы в дальнейшем сложились?
Главное - что мы можем выучить из случаев герута в стране репрессий?
Александр, Ставрополь
ОТВЕТ:
Да, действительно, начиная с 1972 года, я был участником, так называемого, религиозного подполья в СССР.
В 1977-м — организовал в Москве сеть кружков с регулярными занятиями Торой, изучением наших законов и традиций.
Затем — помог своим ученикам организовать такие занятия примерно в 15-ти других городах Советского Союза.
При Московской хоральной синагоге существовал неофициальный, можно сказать, «подпольный», бет дин (раввинский суд). В его составе было 4-5 человек.
Приглашали и меня. Но я — отказывался. И все же в каком-то смысле — считался представителем этого суда по вопросам прохождения гиюра.
Иногда этот суд отправлял ко мне кандидата — чтобы я оценил серьезность, истинность его намерений. А если оценка была положительной — меня просили включить его в существующую систему занятий, о которой сказано выше.
Если речь шла о человеке, который уже довольно много учился и умел соблюдать наши законы на практике — мне поручали оценить уровень его знаний. С тем, чтобы я дал свое заключение, на основе которого раввинский суд мог принять окончательное решение и завершить процедуру прохождения гиюра.
Так что, при мне, до 1985-го года, включительно, примерно 20 человек совершили гиюр.
Отмечу, что в известных мне случаях процесс гиюра занимал года три — от начала обучения и до полного его завершения.
И еще знаю о примерно таком же количестве геров, в процессе прохождения гиюра которыми непосредственного участия я не принимал.
Что касается их дальнейшей судьбы — почти все эти люди, насколько я знаю, живут в Израиле и всерьез соблюдают наши законы и обычаи.
При этом отмечу, что каждый из известных мне случаев — индивидуален. И каждого из этих людей, безусловно, можно считать, на мой взгляд, незаурядной личностью.
Автор текста Элиягу Эссас
Источник: http://evrey.com/